Завершилась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Поляковские чтения»

Новость

15 и 16 марта 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Поляковские чтения (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)». Организаторы конференции: Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ) и  Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ).

15 марта мероприятие проходило на площадке ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» по адресу: Каширское ш., 34.

16 марта конференцию принимал ФГБОУ ВО «Московский государственный психогого-педагогический университет» по адресу: ул. Сретенка, 29.

Информационная поддержка конференции: Ассоциация детских психиатров и психологов (АДПП), портал психологических изданий Рsyjournals.ru, журнал «Медицинская психология в России», журнал «Клиническая и специальная психология», научно-практический журнал «Психологическая диагностика», информационный портал «Медицинская психология» medpsy.ru.

Почетные председатели конференции:

В.В. РУБЦОВ, ректор МГППУ, д.психол.н., академик РАО.

А.С. ТИГАНОВ, научный руководитель НЦПЗ, д.мед.н., академик РАН.

Интересные факты о конференции:

– Всего «Поляковские чтения» посетило более 370 участников из России, Белоруссии, Казахстана, Франции и Германии. Студентов среди слушателей – более 50.

– Участники конференции – это психиатры, психологи, преподаватели, завкафедрами, психологи-практики, научные работники, руководители лабораторий, специалисты смежных специальностей.

– За два дня заслушано 53 научных доклада на пленарном заседании и 7 секциях.

– Представлено 18 постеров молодых ученых (Москва – 13, другие регионы России – 5). 

– Проведено 8 мастер-классов  (каждый посетило свыше 20 участников, некоторые – до 40 участников),

– На Круглом столе выступило более 10 участников (преподаватели и завкафедрами, психологи-практики, научные работники-руководители лабораторий).

– Докладчики приехали из Москвы,  Санкт-Петербурга, Смоленска, Ярославля, Рязани, Томска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Калининграда, Беларуси, Казахстана.

– Слушатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Орла, Белгорода, Кирова, Барнаула, Мурманска,  Минска,  Аугсбурга (Германия), Парижа (Франция).

Хроника событий конференции

В первый день «Поляковских чтений», 15 марта, на пленарном заседании, с вступительным словом перед участниками конференции выступили директор НЦПЗ Татьяна КЛЮШНИК и ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ. Он заявил:

– Наследие Юрия Федоровича Полякова, прежде всего, связано с междисциплинарным подходом. Он обязательно предполагал участие в общей работе разных специалистов. Он выступал за междисциплинарное решение, разносторонний взгляд на проблему. И по сей день, командная работа является ответом на вызов времени. В нашем вузе, МГППУ, есть три факультета, которые готовят клинических психологов – то есть, выпускников по специальности, родоначальником которой был Юрий Федорович. Также мы тесно сотрудничаем с НЦПЗ, и я убежден, что это сотрудничество мы будем только укреплять.

Зрителям был представлен памятный слайд-фильм о Юрии ПОЛЯКОВЕ, повествующий о его жизни, работе и людях, его окружавших.

Пленарное заседание продолжили доклады, посвященные заслугам и деятельности Юрия Полякова. Коллеги, друзья и сотрудники НЦПЗ делились своими воспоминаниями об этом замечательном человеке. Так, доктор психологических наук Фарит САФУАНОВ (Москва), выступавший с докладом «Научная деятельность Ю.Ф. Полякова в Институте им. В.П. Сербского (1956-1959)», вспоминал:

– Моя первая встреча с Юрием Федоровичем состоялась, когда я был студентом, а он – завкафедрой. Юрий Федорович всегда стоял на стороне студентов и защищал их перед коллегами, даже если их научные исследования были не очень аккуратно выполнены. Он объяснял, что это первые шаги в мире науки. Юрий Федорович всегда мог найти применение студенческим научным работам и всегда находил в споре здравое зерно.

Доктор медицинских наук, академик РАО, доктор психологических наук Генрих ЗАЛЕВСКИЙ (Томск), выступил с докладом «Методология клинической психологии», в котором он обозначил две основные нерешенные проблемы современной клинической психологии:

– Первая – это проблема идентичности клинической психологии в плане предмета этой области знаний. Так как специальность эта еще достаточно молодая, в целом ряде отечественных и зарубежных учебников существуют разногласия по этому поводу. Дело в том, что она граничит с психиатрией, и это создает ряд трудностей. Вторая – это проблема модели психического расстройства и психического здоровья. В древности существовала демоническая модель – то есть, считалось, что все психические заболевания – это от беса. Сейчас используется биопсихосоциальная модель, и это, несомненно, большой шаг вперед. Но создается впечатление, что и биопсихосоциальная модель – это еще не конец. Наука шагает вперед.

По окончании пленарного заседания начала свою работу Секция 1 «Современное развитие идей и направлений работы Юрия Федоровича Полякова в медицинской (клинической) психологии» параллельно с тремя мастер-классами: «Возможности сенсомоторной коррекции в детском возрасте», «Когнитивный тренинг в позднем возрасте (норма и мнестико-интеллектуальное снижение)» и «Клинико-психологическая диагностика дизонтогенеза».

В зале отделения реабилитации НЦПЗ проходил мастер-класс «Клинико-психологическая диагностика дизонтогенеза». Ведущая, кандидат психологических наук Наталья ЗВЕРЕВА (Москва), рассказала слушателям:

– Если у ребенка есть особенности в общении, в здоровье – это, как правило, видно сразу. Особенно, если этим детям не оказывается помощь. Для диагностики когнитивного дизонтогенеза используется методика под названием «Идентификация формы». Детям показывают 16 карточек, на которых схематично, но не очевидно изображены различные предметы и животные: кошечка, собачка, человек, шапка-ушанка. Ребенок должен сказать, что нарисовано. Надо сказать, что Юрий Федорович Поляков активно участвовал в составлении наших методик и сам очень любил участвовать в экспериментах в роли испытуемого. Потом он давал нам советы, указывал на ошибки.

Во второй день «Поляковских чтений», 16 марта, на площадке МГППУ проходила работа остальных секций: Секция 2 «Прикладные исследования в клинической психологии (нейропсихология)», Секция 3 «Прикладные и фундаментальные исследования в клинической психологии (психосоматика)», Секция 4 «Мультидисциплинарные исследования в клинической психологии», Секция 5 «Современные тенденции в реабилитации больных с тяжелыми психическими расстройствами», Секция 6 «Стресс – адаптивное поведение – здоровье: современные проблемы» и Секция 7 «Клиническая психология: современные сферы практической деятельности (диагностика, психотерапия, реабилитация, профилактика)».

Доктор медицинских наук Елена ГУТКЕВИЧ (Томск), выступавшая с докладом «Особенности адаптации молодой семьи в системе жизненных ценностей», дала комментарий пресс-службе МГППУ:

– Как врач-генетик, как специалист, который уже несколько лет занимается не только самим пациентом, но и его родственниками, я считаю, что все идет из семьи. Тем более, сейчас, когда семьи по-разному устроены, обретают новые формы, мы должны знать, как существуют эти молодые семьи, не только там, где есть больные люди, но и там, где все здоровые. Сегодня в своем докладе я рассказывала о новом исследовании, в котором мы рассматривали людей, вступающих в брак – молодые семьи, которые продвигаются по жизни. Мы должны понимать их особенности и реализовывать их в превентивных программах, помогая людям.

Параллельно с секциями шла работа пяти мастер-классов: 1. «Комплексная работа с перинатальной утратой» 2. «Проведение «Обучающего эксперимента» А.Я. Ивановой» 3. «Мультимедиа интерфейсы для музыкальной терапии» 4. «Новые технологии в клинической психологии – работа по методу Обзервер (Observer)» 5. «Психогенеалогия и онтогенетический цикл семьи: графические модели».

Ведущая мастер-класса «Мультимедиа интерфейсы для музыкальной терапии» Лилия НОВИКОВА рассказала участникам, что главное в музыкальной терапии:

– Ритм – это основа человеческой жизни. Самый первый ритм, который человек слышит еще в утробе матери – это биение материнского сердца. Его слышно уже на пятой неделе жизни младенца. Поэтому все, что связано с ритмом и основано на нем в музыкальной терапии, очень действенно. Существует множество разработок, основанных на взаимодействии ритма, света и звука. Если говорить о музыкальной терапии в общем – она относится к системе здравоохранения. Она есть во многих странах. В некоторых она даже покрывается по страховке.

С 14:00 в холле 4 этажа здания МГППУ на Сретенке проходила постерная сессия, всего 18 постеров с результатами исследований и разработок молодых ученых.

Завершил «Поляковские чтения» круглый стол «Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации клинических психологов», на котором участники конференции представляли свои сообщения, и дискуссия.

В 17:00 состоялось Закрытие конференции, в рамках которого были подведены итоги работы секций, награждены участники постерной сессии молодых клинических (медицинских) психологов и принята резолюция конференции.

Пресс-служба МГППУ

Источник: Факультет клинической и специальной психологии