Специалисты ЦЭПП МГППУ приняли участие во Всероссийском научном семинаре-совещании «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних»
Новость
Специалисты Центра приняли активное участие в организации и работе Всероссийского научного семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних», прошедшего 3 – 4 апреля в Московском государственном психолого-педагогическом университете под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» и при непосредственном участии научного и педагогического коллектива МГППУ.
Целью семинара-совещания было обсуждение стратегии деятельности психологических служб системы образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК в части организации профилактики социальных рисков, правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, профилактической работы в образовательных организациях.
В рамках данного мероприятия 3 апреля под руководством Олеси ВИХРИСТЮК, руководителя ЦЭПП МГППУ, к. псх. н.; Николая ДВОРЯНЧИКОВА, декана факультета юридической психологии МГППУ, к.псх.н.; Варвары ДЕЛИБАЛТ, доцента кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ состоялась работа дискуссионной площадки «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних на базе образовательных организаций». Ее участники: психологи и педагоги- психологи из различных регионов Российской Федерации, в том числе, представители региональных отделений Федерации психологов образования, с интересом ознакомились с методами и формами работы специалистов из разных регионов РФ, а также с опытом работы ЦЭПП, представленным в научном сообщении Геннадия БАННИКОВА, cтаршего научного сотрудника отдела суицидологии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, заведующего научно-исследовательской лабораторией ЦЭПП МГППУ, к. мед. н.; по теме «Ранее выявление актуальных и потенциальных факторов риска суицидального поведения несовершеннолетних».
Обсуждение практического опыта работы специалистов ЦЭПП МГППУ в контексте профилактика социальных рисков несовершеннолетних было продолжено в рамках работы круглого стола, проходившего на базе Центра 4 апреля по теме «Обеспечение своевременного доступа несовершеннолетнего и его семьи к психологической помощи в кризисной ситуации (в том числе детский телефон доверия, мобильные бригады)».
Открывая работу круглого стола, Олеся ВИХРИСТЮК, руководитель ЦЭПП МГППУ, к. псх. н., рассказала об основных направлениях деятельности Центра. Специалисты ЦЭПП: Лариса ГАЯЗОВА, Геннадий БАННИКОВ, Андрей КАМИН, Ростислав ПРОКОПИШИН, Сусанна МКРТЧЯН, Анна ЕРМОЛАЕВА и другие в ходе дискуссии делились опытом работы в сфере профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, а также обсуждали актуальные вопросы функционирования антикризисных подразделений, нормативно правовое регулирование деятельности педагога-психолога в работе по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи несовершеннолетнему.
Целью этого мероприятия, объединившего московских и региональных специалистов (20 человек), являлось обсуждение рисков в подростково-молодежной среде в части суицидального, антивитального, самоповреждающего поведения среди несовершеннолетних и молодежи через реализацию адресных программ профилактики и психолого-педагогического сопровождения группы риска, а также проблем быстрого прямого доступа несовершеннолетних к профессиональной помощи в кризисной ситуации.
Опыт межведомственного взаимодействия и междисциплинарного характера сопровождения учащегося образовательной организации, оказавшегося в кризисной ситуации, был всесторонне освещен Еленой АНАНЬЕВОЙ, заведующей отделом судебных психологов ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», выступившей в рамках работы круглого стола с обсуждением региональной модели сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом (в Кемеровской области).
Участники данного круглого стола также обсудили следующие вопросы:
Модели организации оказания экстренной и кризисной психологической помощи несовершеннолетним
Анализ доступности звеньев системы образования и здравоохранения при сопровождении несовершеннолетнего в кризисной ситуации
Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности психолога системы образования при сопровождении несовершеннолетнего в кризисной ситуации
Формы и методы работы, связанные с профилактикой, выявлением и сопровождением несовершеннолетних группы риска (Детский телефон доверия, раннее выявление признаков социально-психологической дезадаптации обучающихся, Интернет-консультирование).
В результате обсуждения этих актуальных тем, участники круглого стола в целом поддержали рекомендации итоговой резолюции Всероссийского научного семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних», высказав свои замечания относительно характера предлагаемых мер, направленных на повышение доступности и качества психологической помощи в кризисной ситуации для несовершеннолетнего и его семьи, отметив суть проблем с которыми они связаны: («несовершенства организации межведомственного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи обуславливают необходимость создания в субъектах РФ базы данных организаций системы образования и здравоохранения, алгоритма их взаимодействия при сопровождении несовершеннолетних группы риска»). В этой связи участники мероприятия подчеркнули насущную необходимость указания в числе первоочередных мер, направленных на повышение доступности и качества психологической помощи в кризисной ситуации для несовершеннолетнего и его семьи – «создание прозрачного механизма экспертного контроля за качеством нормативной документации, регулирующей содержание деятельности педагогов-психологов, психологов системы образования, оказывающих экстренную и кризисную помощь несовершеннолетнему». Данная мера, по мнению собравшихся, «позволит повысить эффективность работы психологов за счет применения подходов, методов и технологий работы, имеющих экспериментально подтвержденную эффективность, снабженных детализированным описанием требований к квалификации исполнителей, условий применения и необходимых ресурсов для обеспечения работы». Также, по мнению участников круглого стола, «необходимо обеспечить обоснованную систему дополнительного образования работающих педагогов-психологов, психологов, оказывающих экстренную и кризисную помощь несовершеннолетнему, направленную на формирование и развитие компетенций в области профилактики кризисных состояний, оказания экстренной и кризисной помощи несовершеннолетнему, сопровождения несовершеннолетнего и его семьи с участием специалистов различных ведомств».
– Важнейшей мерой профилактики кризисных состояний несовершеннолетних, связанных с социально-психологическими предикторами, – подчеркнули собравшиеся, – являются своевременные действия по раннему выявлению несовершеннолетних группы риска и их последующему сопровождению. Масштабное применение апробированных технологий скрининга рисков социально-психологической дезадаптации (в том числе, агрессивного и аутоагрессивного поведения), с использованием валидных методик, и при условии наличия квалифицированных специалистов, способных применять скрининговые технологии и проектировать работу с детьми группы риска, позволит отслеживать динамику и модальность превалирующих рисков в подростково-молодежной среде, снизить вероятность возникновения кризисных состояний несовершеннолетних и социально-экономическую нагрузку, связанную с проведением экстренных мероприятий.
Междисциплинарные специалисты, собравшиеся 4 апреля на базе ЦЭПП МГППУ с целью обеспечения всесторонней реализации различных мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся разного возраста, также сформулировали свои рекомендации по формированию нормативов, регламентирующих работу психолога для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования. Например, имеют распространение ситуации, когда в образовательной организации работает один педагог-психолог, а численность обучающихся составляет более тысячи. В связи с этим, для обеспечения реализации мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся разного возраста, с различными потребностями участники круглого стола рекомендуют предусмотреть норматив: для дошкольных образовательных организаций – на 1 психолога 100 обучающихся, для общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования – на 1 психолога 300 обучающихся.
Пресс-служба МГППУ