Мнение студента магистратуры «Психология профессий особого риска»: "Пандемия и образование - что делать?"
Интервью
Так уж получилось, что нам, студентам магистратуры факультета "Экстремальная психология" МГППУ, пришлось на собственном опыте в процессе обучения столкнуться с экстремальной ситуацией, в которую попал наш мир - с пандемией коронавирусной инфекции. Буквально недавно мы наблюдали на экранах телевизоров за тем, как происходит борьба с этим вирусом в Китае, а после уже в Иране, в Италии и в других странах мира. Но наблюдали без какого-либо существенного ущерба для нас самих, за исключением некоторых случаев. Наблюдали и думали - вряд ли нас такое коснется. Продолжали работать и учиться, дописывать свои магистерские диссертации и посещать базы практик. Но этой идиллии 16 марта наступил конец.
На дистанционное обучение перешли все вузы Москвы. Посещать здания институтов запрещено. Конечно же, у такой исключительной меры есть своя веская причина - свести к минимуму риск заражения коронавирусной инфекцией и дать возможность студентам спокойно, сидя дома, завершить свою работу - в данном случае я говорю о магистерской диссертации. Плюсом у такой работы может быть только то, что основная часть как обучения в плане лекций, так и проведение тестирования для эмпирической части диссертаций, у студентов второго курса практически завершены. Связь с научными руководителями у каждого студента давно налажена через электронные средства связи - еще с написания курсовой работы на первом курсе. Поэтому большой проблемы в том, чтобы завершить свою магистерскую диссертацию в таких дистанционных условиях, я не вижу. И на следующей неделе я планирую делать то, что уже делаю две последние недели - интерпретирую полученные в результате математической обработки данные тестирования, чтобы затем отправить их по электронной почте научному руководителю для проверки. Всё вроде бы замечательно, но есть одно НО.
Речь сейчас пойдет о внутреннем психологическом состоянии каждого человека, о том, что испытывают сейчас люди - и я пишу сейчас не только о студентах и преподавателях. Мы живем в социуме - ежедневная негативная информация с экранов ТВ, из интернета и газет давит на каждого из нас по-своему. Поэтому мое проблемно-ориентированное совладающее поведение может не совпадать с тем, что ощущает другой член семьи в данный момент. И так происходит в большинстве семей. А так как начиная с 28 марта практически вся страна на мини-карантине, то такого рода атмосфера может негативно сказаться на результатах учебы. Может - не означает, что скажется. Но, на мой взгляд, нужна какая-то особая политика администраций вузов по отношению к студентам и преподавателям в плане обеспечения их адекватной достоверной информацией о происходящих в стране событиях. Так как эпидемия ударила еще и по экономике страны. И всё это накладывает отпечаток на душевном состоянии человека. Кто сейчас может дать гарантии, что позитивный настрой каждого студента (и даже педагога ) сохранится до конца учебного года?
Поэтому считаю, что было бы неплохо:
- провести анкетирование студентов на тему их психического состояния для выявления тревожных факторов;
- предложить психологическую помощь тем ребятам, которые находятся в состоянии стресса и тревоги;
- регулярно выкладывать на сайте факультетов научные статьи по преодолению стресса - тем самым дать студентам те работающие механизмы, которые позволят им сохранить позитивный настрой для дальнейшего дистанционного обучения в период борьбы с коронавирусной инфекцией (так как до сих пор сроки окончания дистанционного обучения и пандемии неизвестны).
Гаджи-Касимов Фархад Низами оглы,
студент 2 курса магистратуры «Психология профессий особого риска» факультета "Экстремальная психология" МГППУ