Вся психология в одном университете

Эксперт рассказал о психических отклонениях у детей «эпохи коронавируса»

СМИ о нас

Эксперт рассказал о психических отклонениях у детей «эпохи коронавируса»

В условиях стресса, вызванного пандемией коронавируса и самоизоляцией, жизненно важна психологическая помощь детям и подросткам, испытывающим состояние депрессии, страхи, чувство одиночества и безнадежности, и уж тем более склонным к суициду. О сложившейся ситуации и о выходах из нее «МК» рассказал старший научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета, психиатр и психотерапевт Геннадий БАННИКОВ.

- Как сказались пандемия и все, что с ней связано, на психике людей?

- У родителей и у детей может возникнуть повышенная тревожность. Например, страх заболеть и умереть, из-за чего многие начинают искать у себя симптомы заболевания. К появлению тревожно-депрессивного состояния ведет также рост недоверия и непонимание происходящего, из-за чего могут развиться фантазии — к примеру, о мировом заговоре. А неопределенность ситуации и перспектив выхода из нее лишь добавляет тревожно-фобийных ощущений.

- А что для наших людей хуже: пандемия или самоизоляция?

- Больше переживаний вызвала самоизоляция. Тем более, что многие родители, путая самоизоляцию с карантином, вообще в эти месяцы не выпускали детей на улицу, что усилило конфликты внутри семей. А если при этом кто-то из родителей еще и потерял работу, внутри семьи могла возникнуть агрессия.

- Отличаются ли психологические проблемы «эры коронавируса» от известных прежде?

- Особой специфики агрессивно-фобийного состояния мы не видим. Разве что для подростков серьезной проблемой стало прекращение романтических отношений из-за невозможности встречаться в условиях самоизоляции. И это может вызвать травму, которая скажется позже. Правда, поначалу, когда люди после самоизоляции вырвутся на волю, они испытают эйфорию. Но потом депрессивно-тревожное состояние может вернуться. И к этому лучше быть готовыми.

- А дистанционное обучение не добавило детям психологических проблем?

- Дистанционное обучение сильнее всего ударило не по детям, а по учителям. И многим из них, действительно, может понадобиться помощь специалистов. Но, к счастью, учеба уже закончилась и хотя бы некоторые тревоги снялись. Правда, можно предположить, что в сентябре-октябре, если вернется очное обучение, учителя столкнутся с усиленной разболтанностью учеников – наследием периода дистанционки.

- Из-за происходящего дети, конечно, тоже не в своей тарелке. Как переживают свои стрессы они?

- Дети плохо понимают себя, свои эмоции. А разрядка эмоций без серьезного умения может вылиться у них в самоповреждение. Например, повреждение кожи на руках неглубокими порезами. Надеюсь, что лето уменьшит эти процессы. Но к осени это опять может стать актуальным. И к этому надо готовиться.

- Для какого возраста особенно характерны самоповреждения?

- Для 12-15 лет. Вообще, это самая уязвимая возрастная группа, причем, особая зона риска — 9-й класс из-за страха не соответствовать родительским ожиданием в связи с переходом в 10-й класс и последующим курсом на высшее образование. Слава богу, что в этом году хотя бы отменили ОГЭ для девятиклассников!

- И многие дети подвержены этой беде?

- Статистики самоповреждений по России нет, а европейская дает очень большой разброс — от 5-6% до 30%. При этом на вопрос, зачем они это делают, подростки отвечают: «Я не знаю, как с собой справиться по-другому».

Читать интервью полностью на сайте МК

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Отдел экстренной психологической помощи ФКЦ