Исследование МГППУ: отношение к дистанционному обучению студентов и преподавателей

Новость

Исследование МГППУ: отношение к дистанционному обучению студентов и преподавателей

В марте 2020 года университет перешел на дистанционный формат обучения. Около трех месяцев студенты занимались, а преподаватели вели занятия в удаленном режиме.

Чтобы понять, каково отношение студентов и преподавателей к дистанционному формату обучения, в МГППУ было проведено 2 опроса: в начале обучения в удаленном режиме (март-апрель, 2020, участвовали 302 преподавателя и 1899 студентов) и после полного в него погружения (июнь-июль, 2020, участвовали 215 преподавателей и 1749 студентов).

Данные опросов показали, что кто-то из обучающихся и преподавателей сумел адаптироваться к новой форме обучения, кто-то - нет, кто-то выразил готовность в дальнейшем полностью перейти на дистанционный формат, кто-то категорически высказался против удаленного обучения.

Так что же такое дистанционное обучение глазами студентов и преподавателей МГППУ?

По результатам исследований участники опроса утвердились во мнении, что дистанционное обучение является лишь вспомогательной формой обучения, особенно в условиях самоизоляции: в опросе, проведенном весной, об этом говорили 47% студентов и 71% преподавателей, после трех месяцев обучения - 56% студентов и 82% преподавателей. Вместе с тем увеличилась доля тех, кто оценил удобство новой формы обучения: в опросе студентов показатель вырос с 37% до 45%, в опросе преподавателей – с 8% до 20%. При этом 13% студентов и 7% преподавателей категорически высказались о неприятии дистанционного формата обучения (в первом исследовании данный вариант ответа отсутствовал).

В целом более позитивное впечатление от обучения в удаленном режиме у студенческого сообщества, нежели чем у преподавателей (рис. 1): если у более половины обучающихся (52%) сложилось положительное или скорее положительное впечатление от дистанта, то среди преподавателей об этом смогли сказать только 36% опрошенных.

Рисунок 1.jpg (22 KB)

Тем не менее, за время обучения в дистанционном режиме и студенты, и преподаватели сумели адаптироваться к удаленному формату, продемонстрировав единодушие в своих оценках (средние значения по 4,0 балла для всех участников образовательного процесса по пятибалльной шкале). Несколько ниже респонденты оценили организационную составляющую дистанционного обучения в университете – среднее значение для студентов 3,7 балла, для преподавателей – 3,6 балла. В условиях переформатирования режима организации работы в более комфортных/удобных условиях оказались студенты нежели преподаватели (3,5 и 3,2 балла). Наиболее низко и обучающиеся, и преподаватели оценили мотивацию студентов к обучению в дистанционном формате, что обусловлено вынужденной самоизоляцией, непривычной формой подачи учебного материала, отсутствием живого контакта с преподавателями и одногруппниками: среднее значение для студентов - 3,2 балла, для преподавателей – 3,0 балла.

За время обучения в новом формате более половины студентов и преподавателей столкнулись с рядом технических проблем внешнего характера, связанных с перегрузкой серверов, недостатком платформ, на ресурсах которых проводились учебные занятия, неустойчивостью интернет-связи, проблемами с видео- или аудиорядом и т.д. Каждый пятый студент и преподаватель отметил недостаточные характеристики своей компьютерной техники, а 22% обучающихся и 10% преподавателей указали на отсутствие необходимого оборудования для полноценной работы (веб-камера, гарнитура и пр.). Только у 14% студентов и 21% преподавателей не возникло технических трудностей во время дистанционного обучения.

С организационными трудностями участники опроса сталкивались реже, чем с техническими – они отсутствовали у 35% студентов и 26% преподавателей. Основная отмеченная проблема – увеличение учебной нагрузки, рост которой гораздо острее ощутили преподаватели, чем студенты (72% и 36%). Также преподаватели чаще отмечали проблемы с организацией групповой работы студентов (45%) и практических занятий, семинаров (40%). Данные трудности возникали у 24% и 29% студентов.

За весь период обучения в дистанционном формате 75% преподавателей и 55% обучающихся указали на повышение утомляемости от долгого пребывания за компьютером. Еще к числу важных проблем участники образовательного процесса отнесли отсутствие общения со студентами (71% преподавателей) и с одногруппниками (50% студентов).

Экстренным переходом на обучение в дистанционном формате обусловлено увеличение дополнительной нагрузки на всех участников образовательного процесса. По мнению студентов, бо́льшая часть нагрузки легла на плечи именно преподавателей, которым в максимально короткие сроки пришлось переводить учебные занятия в новый формат для продолжения непрерывности образования (рис. 2). Около трети студентов (35%) отметили существенное увеличение нагрузки преподавателей, тогда как свою нагрузку на максимальном уровне оценили только 19% обучающихся. О существенном увеличении своей нагрузки заявили 56% преподавателей, а о студенческой - 17% преподавателей.

Рисунок 2.jpg (56 KB)

В отношении продолжения обучения в университете в дистанционном формате у преподавателей превалируют негативные оценки: почти половина преподавателей (49%) относятся к пролонгации дистанта либо отрицательно, либо скорее отрицательно (рис.3). Студенты практически поровну разделились на тех, кто позитивно относится к продолжению обучения в дистанционном формате (42%), и на тех, кто отрицательно или скорее отрицательно относится к этому (суммарная доля 39%).

Рисунок 3.jpg (23 KB)

Тем не менее, только 7% преподавателей и 26% студентов категорически не готовы к обучению в удаленном формате, а 81% преподавателей и 44% студентов все-таки допускают внесение онлайн-технологий в образовательный процесс в некотором объеме (рис. 4). К числу сторонников удаленки, выразивших полную готовность к переходу на дистанционный формат, относится каждый десятый преподаватель (11%) и каждый четвертый студент университета (25%).

Рисунок 4.jpg (21 KB)

Большинство участников опроса к числу занятий, которые возможно проводить в удаленном режиме, отнесли лекционные занятия (84% преподавателей и 69% студентов), гораздо реже такую возможность предусматривали для семинаров (35% преподавателей и 32% студентов). Для практических занятий и тренингов, по мнению обеих групп опрошенных, данный формат практически не приемлем.

Источник: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий