Вся психология в одном университете

Осторожно — родители! Как правильно общаться в школьных онлайн-чатах

СМИ о нас

Осторожно — родители! Как правильно общаться в школьных онлайн-чатах

© Антон Новодережкин/ТАСС

Родительские беседы в Сети часто становятся местом для перепалок и оскорблений. В них разгораются ссоры, которые из виртуальной переходят в реальную жизнь, и как мы увидели в этом году — с весьма трагичными последствиями. Тролли, провокаторы и агрессоры — как не попасть в их ловушку и самому сохранить невозмутимость? Что делать, если стали свидетелем скандала? Как общаться, чтобы не спровоцировать конфликт? ТАСС расспросил об этом экспертов и выделил главные правила.

Даже агрессор, который получает удовольствие от того, что он все обесценил, вряд ли сможет признаться в том, что ему стало лучше, — говорит заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ Римма Чиркина. — Сработает элемент внутренней коррекции: он будет сравнивать эффект этого удовольствия с тем отношением, которое неизбежно возникнет у людей к нему.

В уважительном общении недопустим переход на личности: обращение на "ты", упреки, обвинения или оценка. При этом психологи не рекомендуют оценивать собеседника не только в негативном ключе, но иногда и в положительном. Даже слова одобрения могут восприняты неверно и вызвать враждебность, предупреждает Римма Чиркина.

Запрещенным приемом также считается ирония и сарказм, когда человек говорит: "Ну ты молодец". Все понимают контекст, и даже если адресат не может придраться к словам, они могут вызвать гнев или обиду.

"Если чувствуете, что вас провоцируют, не стоит отвечать сразу, потому что это всегда будет ответ, продиктованный эмоциями, — говорит Римма Чиркина. — Даже в случае лобовой атаки нужно себя удержать. В виртуальном формате можно спокойно прервать коммуникацию. Скажите себе "стоп", отдышитесь и отвлекитесь на что-то, а потом заново прочтите написанное. На агрессию можно ответить так: "Я сделаю вид, что я этого не читал" или "Я вас прошу, удалите, пожалуйста, это сообщение, потому что такой тон в нашей группе недопустим". Можно написать в личку: "Мне были неприятны ваши слова, давайте решим это и не будем втягивать других в конфликт".

Опасно давать людям прямые советы, что им делать, а что — нет. Это всегда воспринимают в штыки, поэтому избегайте назидательного, приказного тона и любой позиции свысока.

"Если вам кажется, что другие родители не понимают элементарных вещей, не надо писать: "Хватит материться", "Какое вы имеете право?", "Ты что, самый умный?" — поясняет Римма Чиркина. — Просто скажите, что есть такие-то варианты, давайте обсуждать. Если беспокоит мат, тоже есть вежливые формы обращения: "Давайте применять только нормативную лексику".

Читать статью полностью на сайте ТАСС

Источник: Факультет "Юридическая психология"