Как новая специальность может изменить отечественное образование: эксперт МГППУ
СМИ о нас
Развитие инклюзивного образования в Минпросвещения называют одним из приоритетных направлений. Сейчас, по оценкам ведомства, обучаться инклюзивно могут до половины всех детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.
Сложности с обеспечением доступности такого образования связаны не только с необходимостью физически адаптировать среду, но и с нехваткой профильных специалистов. В том числе тьюторов — представителей новой профессии, появившейся в России несколько лет назад.
Об их задачах и особенностях подготовки, о том, как они могут повлиять на всю образовательную систему в целом, а также о трудностях, с которыми сегодня сталкиваются те, кто нуждается в инклюзии, — в материале «Известий».
Тьютор — профессия очень молодая. Запрос на таких специалистов начал формироваться после 2013 года, когда в России было введено инклюзивное образование. Официально требования к ней были сформулированы в 2017 году, когда для этой профессии был принят профстандарт, рассказала «Известиям» проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
— Тьютор отвечает за индивидуальное сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, потому что тьюторское сопровождение — одно из специальных образовательных условий, которые определяет медико-педагогическая комиссия.
И это та рекомендация, которая является обязательной для исполнения образовательной организацией вне зависимости от того, есть в этой школе тьютор или нет, — поясняет собеседница издания.
Чтобы учитывать индивидуальные особенности ребенка, надо их знать. Не каждый педагог-предметник может в это погрузиться. И для этого, конечно, нужен тьютор как посредник, — рассказывает Светлана Алехина.
В числе тех, кому из-за особенностей здоровья такая помощь будет необходима в первую очередь, — дети с двигательными нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы (это, например, дети с расстройствами аутистического спектра) и дети с синдромом Дауна, которым может быть очень сложно выстроить отношения со сверстниками в начале обучения, перечисляют специалисты.
При этом, подчеркивает Светлана Алехина, тьютор «работает на то, чтобы в какой-то момент ребенок стал самостоятельным», научился самостоятельно вовлекаться в учебу, осознавать свои потребности и перестал нуждаться в помощи сопровождающего.
В МГППУ магистерскую программу по подготовке тьюторов ежегодно проходят около 20 человек, две программы повышения квалификации — еще около 200 человек, рассказывает Светлана Алехина. Около половины слушателей — родители детей с особыми потребностями. Вторая по численности группа — педагоги с опытом.
— Они уже видят ценность индивидуального в образовании, понимают, что это очень глубокая, очень интересная задача — посвятить свою работу не классу, а конкретному человеку, — рассказывает собеседница издания.
Развитие самой профессии важно для всей системы образования, прежде всего потому, что она работает на его индивидуализацию, уверена Светлана Алехина: «Мы все привыкли к тому, что педагог передает академические знания, но на сегодняшний день в школе есть педагоги, которые выполняют другие задачи. Задачи, связанные с развитием ученика».