Вся психология в одном университете

«Говорить о засилье гаджетов можно с большой натяжкой»

Интервью

«Говорить о засилье гаджетов можно с большой натяжкой»

Фото: Олег Яковлев

Современные родители начинают развивать детей буквально с пеленок, но не все занятия приносят пользу. О том, почему для ребенка важнее игра и творчество, а не формальные навыки, рассказывает завкафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ирина Бурлакова.

HBR Россия: Какой возраст обычно имеют в виду, когда говорят про раннее детское развитие?

Ирина Бурлакова: Все зависит от контекста, но, как правило, имеют в виду детей двух-трех лет. Хотя на конференциях часто обсуждают весь дошкольный возраст, то есть до 7 лет. Родители считают, что как только ребенок стал немного самостоятельным, он уже почти взрослый, и к нему можно подходить с соответствующими мерками. Начинают его обучать, стремятся к каким-то достижениям.

Родителей можно понять — они боятся пропустить сензитивный период и считают, что чем раньше начнешь обучение, тем лучше.

К сожалению, эта точка зрения иногда присутствует и в профессиональном сообществе. Да, ребенка нужно развивать, но вопрос, как именно. В возрасте до года стоит делать то, что советуют педиатры — позволять ребенку больше и разнообразнее двигаться, показывать разные предметы, чтобы он мог все потрогать. Взрослые должны общаться с детьми, взаимодействовать с ними, благодаря этому малыши начинают осваивать мир. Обучение ли это? В широком смысле — да. Но это не то обучение, когда детям целенаправленно дают какие-то знания.

Есть мнение, что нынешние дошкольники отличаются от сверстников из предыдущих поколений, поэтому старые подходы не годятся. Так ли это?

Идея, что современные дети развиваются не так, как 15—20 лет назад, довольно популярна. Но исследований, которые бы это подтверждали, я не знаю. Во-первых, малышей и дошкольников изучать довольно сложно, а чтобы делать серьезные выводы, нужно собрать репрезентативную выборку. И потом, нужно учитывать условия, в которых живет ребенок. В Москве будут одни результаты, в регионах — другие. Есть исследования, где говорится, что сегодня у детей хуже развиты восприятие и какие-то формы мышления, но можно найти и противоположные результаты. В целом границы норм развития остались те же самые, что и 20 лет назад. Но если говорить про мои личные наблюдения и практический опыт, то я вижу некоторые особенности у нынешних дошкольников.

Какие именно?

На мой взгляд, дети стали более инфантильными, если так можно выразиться, менее самостоятельными. Их очень сильно опекают родители и педагоги, и даже в простых ситуациях они не могут сами принять решение. Например, если ребенку скучно, он обращается к взрослым, и те с помощью своих ресурсов организовывают развлечения, разные активности. Кроме того, раньше складывались детские сообщества, пусть и непостоянные. Дети играли во дворе, часто без присмотра, у них была своя жизнь. Такого опыта выстраивания взаимодействия друг с другом сегодня нет. Как следует из результатов одного из наших исследований, взрослые игнорируют или запрещают некоторые элементы детской субкультуры. Скажем, «обзывалки» — не самая прият­ная вещь, но с их помощью можно узнать о своих недостатках, это также сигнал, что в отношениях возникла проблема. Если ребенок обзывается, взрослые обязательно вмешаются, будут ругать, навязывать свое мнение. А у детей есть и свои правила. Почему, например, не любят плакс? Была даже дразнилка: «Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин». Плач свидетельствует, что ребенок не может сам справиться с проблемой, он ищет помощи взрослых. Таких детей часто называют маменькиными сынками. Погружение родителей в детскую жизнь, с одной стороны, обеспечивает безопасность, с другой — нарушает привычные связи детского сообщества.

Читать интервью полностью на сайте журнала «Harvard Business Review Россия»



Источник: Факультет "Психология образования"