Горький урок: как справиться с учителем
СМИ о нас
Фото: Depositphotos/pressmaster
У буллинга есть четкое определение — это использование силы против слабого с целью причинения боли, рассказала «Известиям» заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ, кандидат психологических наук Римма Чиркина. Когда учитель не имеет цели причинить боль, но причиняет ее — это всё равно буллинг, уточнила она.
— Учитель может не быть направленным против какого-то ребенка, но организовать ситуацию так, что другие дети будут против него. Он может не говорить прямо, не допускать каких-то откровенно негативных высказываний в сторону ребенка. Но даже в этом случае здесь улавливаются некоторые нюансы — дети очень быстро считывают невербальное негативное отношение, пусть и скрытое, — поясняет специалист. — Учитель может так построить отношения в классе, что ребенок всегда будет в состоянии подчиненности другим. Например, учитель может не говорить, но при этом подразумевать, что этому ребенку ничего не надо поручать, что от него ничего хорошего ждать не приходится — другие дети это очень быстро подхватывают. А когда учитель откровенно и открыто направлен против ребенка, это уже самый настоящий призыв к буллингу.
Кроме буллинга есть еще такое понятие «остракизм» — отвержение, игнорирование, исключение, отмечает Чиркина. То есть отвержение — это прямое негативное отношение, а исключение и игнорирование — это, например, бойкот, или обнуление каких-то достижений, или же когда человека не включают в значимые процессы.
— Переживание остракизма вызывает боль, сопоставимую с физической. То есть за это чувство отвечает та же зона коры головного мозга, что и за ожог, — говорит психолог. — Острота этого переживания настолько сильна, что человек, чтобы его преодолеть, предпринимает какие-то действия: либо становится в крайнюю степень жертвенности, либо начинает агрессировать против обидчика. И то и другое разрушительно для всех.