Вся психология в одном университете

Конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»: день первый

Новость

Первый день работы VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»

20 октября начала работу VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы», проводимая Министерством просвещения Российской Федерации, Московским государственным психолого-педагогическим университетом совместно с НИУ «Высшая школа экономики».

Открытие конференции стало неожиданностью для президента МГППУ. Коллеги подготовили видеопоздравление, - день рождения Виталия Владимировича Рубцова совпал с днем начала работы конференции.

Поблагодарив коллег, Виталий Владимирович приветствовал участников конференции и отметил важность ее проведения - сегодня она объединяет усилия представителей науки, практики и общественности и становится площадкой решения проблем, над которыми они работают.

Затем президент МГППУ зачитал Приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой. В своем Приветствии Татьяна Алексеевна подчеркнула, что инклюзия является неотъемлемой частью современного общества, индикатором его демократичности и непременным условием его развития. Работа конференции, по мнению вице-премьера, способствует формированию взвешенной позиции экспертного сообщества по вопросам инклюзивного образования, что позволяет выработать системные решения и, в конечном итоге, поможет создать поистине гуманистическое общество в нашей стране.

Анна Юрьевна Кузнецова, вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации, обращаясь к участникам конференции, обратила внимание на то, что родителям особенных детей важно дать возможность выбора формы обучения ребёнка (коррекционная или инклюзивная). Она рассказала, что за пять лет учеников с ОВЗ и инвалидностью в «обычных» классах стало больше на 46%. При этом на полмиллиона особых школьников приходится всего 7,5 тысяч тьюторов, а численность детей-инвалидов в России за пять лет увеличилась на 13%. Поэтому важно, чтобы каждое решение, которое принимается в интересах особых учеников, учитывало опережающий запрос. Также важно чётко распланировать подготовку специалистов с учётом точного анализа потребности в них в ближайшее время. Актуальной задачей, по словам депутата, является создание системы ранней помощи для своевременного выявления проблем со здоровьем и оказания квалифицированной помощи детям.

Замминистра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов отметил, что в последние годы Россия продвинулась в развитии инклюзивного образования. Согласно мониторингу министерства 2020 года в нашей стране насчитывается более 10,1 тысячи инклюзивных школ, то есть 28% от общего количества, а детских садов более восьми тысяч, что составляет 21,8%. Однако необходимо продолжать работу в регионах и обеспечить возможность инклюзивного образования на всех уровнях. 

Также прозвучали Приветствия от представителей министерств, общественных и профессиональных организаций.

С докладом на большом пленарном заседании выступил депутат Государственной Думы, председатель Общественного движения «Образование для всех», доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Николаевич Смолин. Он рассказал о наиболее острых темах, связанных с законодательством и правами инвалидов и лиц с ОВЗ, в частности отметил проблему понятия «инвалид без ОВЗ».

Роджер Сли - почетный профессор, заведующий кафедрой инвалидности и социальной инклюзии в Университете Лидса (Великобритания), консультант правительств и органов управления образованием Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Косово, Черногории, Греции, Англии, Индии, Ирака и Иордании в своем докладе рассказал о влиянии пандемии COVID-19 на обучение лиц с ОВЗ – пандемия обнажила недостатки системы образования, усилила неравенство и выявила необходимость фундаментальных реформ.

По окончании пленарного заседания участники присоединились к многостороннему обсуждению актуальных проблем, возможностей и перспектив инклюзивного образования в рамках работы панельных дискуссий, секций, проектных сессий. Зарубежные и отечественные эксперты рассказали о своем опыте, разработках, конкретных кейсах, результатах масштабных исследований в области инклюзивного образования.

В завершение первого дня работы конференции прошли публичные лекции специалистов из России, Великобритании, США и Греции.

Видеотрансляции первого дня конференции можно посмотреть по ссылке

Конференция собрала 4200 слушателей. Впереди второй, не менее насыщенный день конференции.

Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Владимировна Алехина о VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»:

 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования

Связанное событие: VI Международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы"