Конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»: день второй
Новость
21 октября прошел второй, завершающий день работы VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы», проведенной Министерством просвещения Российской Федерации, Московским государственным психолого-педагогическим университетом совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
В рамках конференции прошли круглые столы, мастер-классы, вебинары, охватившие широкий спектр вопросов, связанных с реализацией инклюзивного образования, и объединившие опыт российских и зарубежных специалистов.
Большой пленум открыли Л.П. Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации и С.В. Алехина, проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
Л.П. Фальковская отметила, что живой отклик участников конференции, их мотивация и вовлеченность имеют огромное значение и способны сделать жизнь детей и родителей лучше. Она подчеркнула, что сегодня через призму инклюзии преломляются все вызовы, характерные для динамично меняющейся ситуации, в которой мы находимся последние годы. Кроме того, в наш век цифровизации, необходимо расширять ее возможности и учитывать риски – с этим надо работать, и активно информировать людей о результатах этой работы. Именно широкое освещение практик, положительного опыта, накопленного в российском инклюзивном образовании, должно стать следующей задачей, включенной в межведомственный комплексный план.
С приветственным словом выступили А.Я. Неумывайкин, президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", а также директор филиала организации А. А. Астанин.
Сью Свенсон, президент международной организации Inclusion International рассказала о своем личном родительском опыте и о работе организации. Она отметила, что инклюзивное образование помогает людям с ограничениями обучаться, вносить свой вклад в развитие общества, а также делает его по-настоящему справедливым.
В своем докладе президент МГППУ В.В. Рубцов рассказал о вызовах и рисках инклюзии в образовании: отсутствие единых критериев, определяющих особенности инклюзивной образовательной среды, дефицит инклюзивных технологий с доказанной эффективностью, недостаточность психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, нехватка квалифицированных специалистов. Все эти проблемы должны быть учтены при актуализации Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года. Также необходимо создать на «Платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека» Агентства стратегических инициатив специальный раздел, посвященный лучшим практикам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в системе общего, дополнительного и профессионального образования. На базе ведущих университетов должна быть создана сеть лабораторий для проведения научно-экспертной оценки социальных практик работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в системе общего и профессионального образования, доведения их до уровня доказательности, а также сопровождение и оценки их эффективности.
Ответить на вызовы инклюзивного образования помогает Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, члены которого принимают активное участие в работе конференции. По словам президента МГППУ, на конференции были подняты острые вопросы, и работа по достижению новых результатов и разработке новых инструментов будет продолжена.
Т.А. Соловьева, директор Института коррекционной педагогики РАО рассказала о ресурсах и разработках Института по вопросам сопровождения инклюзивного образования, представила результаты исследований, которые будут полезны разработчикам программ, учитывающих потребности обучающихся и учителей.
Е.Ю. Клочко, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве Российской Федерации, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате Российской Федерации, председатель Совета ВОРДИ подчеркнула значение социальной инклюзии: родители нуждаются в информировании о помощи, которую могут получить, о своих правах. На конференции, по мнению Елены Юрьевны, закладываются основы социальной инклюзии, которая должна быть длиною в жизнь.
А.Л. Битова, логопед-дефектолог, директор РБОО «Центр лечебной педагогики» в своем докладе рассказала о том, какие проблемы существуют в межведомственном и междисциплинарном взаимодействии при оказании ранней помощи.
В завершении большого пленума Денис Роза, председатель РООИ «Перспектива» представила опыт Горячей Линии по Вопросам Образования.
Конференция вызвала большой интерес: ни интенсивная программа, ни разница во времени не помешали слушателям со всей России, ближнего и дальнего зарубежья активно участвовать в ее работе.
По итогам конференции будет составлена резолюция, включающая предложения по решению актуальных проблем инклюзивного образования.
Видеотрансляции конференции можно посмотреть здесь