Алексей Юрьевич Шеманов

Алексей Юрьевич Шеманов

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология»; ведущий научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, член оргкомитета Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр»

ученая степень: доктор философских наук (научная специальность 24.00.01 Теория и история культуры, тема диссертации «Самоидентификация человека как антропогенетический феномен», 2009), кандидат медицинских наук (научная специальность 14.00.25 Фармакология, 1983)

уровень образования: высшее, 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова (1979), медико-биологический факультет. Аспирантура при АМН СССР в 1979-1982, Докторантура в Российском институте культурологии в 1995-1997. Ученик научной школы Л.С. Черняка, В.В. Сильвестрова, М.Б. Туровского и Ф.Т. Михайлова в области философии культуры, многолетний участник семинаров по диалогике культуры В.С. Библера.

наименование направления подготовки и (или) специальности: Биохимия

квалификация: Врач-биохимик

общий стаж работы: 42 года

стаж работы по специальности: 29 лет

достижения и поощрения:

  • Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций РФ в связи с  75-летием образования Российского института культурологии, 2007
  • Медаль им. Г.И. Челпанова (I и II степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2016, 2018
  • Почетный знак «Ψ». За заслуги в развитии университета. ФГБОУ ВО МГППУ, 2019

данные о повышении квалификации:

  • 2021 – «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings», ФПК ФГБОУ ВО МГППУ (16 часов)
  • 2020 –  «Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе», ФПК ФГБОУ ВО МГППУ (72 часа)
  • 2015 – «Теория смыслов в психологической реабилитации», ГБОУ ВПО МГППУ (36 часов)
  • 2015 – «Theory of Meaning (Kreitler and Kreitler), Теория смысла по Крейтлер и Крейтлер, проф. Суламит Крейтлер, Университет Тель-Авива, ГБОУ ВПО МГППУ  (20 часов) 

преподаваемые дисциплины:

  • Профессиональная этика

Читаемые разделы модулей:

  • Методология инклюзивного образования

сфера научных интересов:

  • философская антропология,
  • культурологические аспекты развития человека,
  • философские и культурологические аспекты инклюзии и интеграции,
  • вопросы социокультурной реабилитации;
  • вопросы профессиональной этики и биоэтики;
  • философские проблемы образования, становление субъектности,
  • философия и история субъективности

основные публикации: 

всего около 175 научных трудов (около 20 – в области нейрофармакологии, 155 – по проблемам инклюзивного образования, социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, философии и культурологии), среди них:

  1. Anastasiou D., Felder M., De Miranda Correia L.A., Shemanov A., Zweers I., Ahrbeck B. Chapter 11. The impact of article 24 of the CRPD on special and inclusive education in Germany, Portugal, the Russian federation, and the Netherlands // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / J.M. Kauffman (ed.).  Vol. I. Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education, Series edited by Philip Garner. 2020. Routledge,  London, New York, P. 216–248.
  2. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 62–78. doi:10.17759/cpse.2020090203
  3. Шеманов А.Ю. Феноменология сознания и субъектность человека в психологии: этические аспекты // Восьмой Российский Философский Конгресс - «Философия в полицентричном мире». Симпозиумы. Сборник научных статей. М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”, ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – 1136 с. С. 496–498.
  4. Шеманов А.Ю. Проблема данности субъекта психического отражения самому себе и концепция С.Л. Рубинштейна // К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Акрополь, 2020. – 136 с. С. 117–134.
  5. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 6. –C. 38–46. doi: 10.17759/pse.2019240604
  6. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410
  7. Шеманов А.Ю. Субъектность сознания в концепции личности Л.С. Выготского // Психология личности: культурно-исторический подход / Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 18‑20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. ISBN 978-5-91914-051-1 (Т. 2). С. 447–456.
  8. Shemanov Alexey. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue. Some International Perspectives / Ed. by Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10. Lecce – Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018. P. 179-190.
  9. Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого). Коллективная монография / Е.С. Бакшеев  [и др.]; под ред. О.К. Румянцева и А.Ю. Шеманова. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2018. – 360 с.
  10. Румянцев О. К., Файбышенко В. Ю., Шеманов А. Ю. Человек и его иное: к истории субъективности. Монография – Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. – 384 с.
  11. Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru», 2016. Т. 8. – №1. – С.24-34. doi: 10.17759/psyedu.2016080103
  12. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №1. – С. 17-25.
  13. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C. 9-16.
  14. Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе // Обсерватория культуры. – 2014. – № 5. – С. 15-22
  15. Шеманов А.Ю. Становление человека как воплощение субъективности в репрезентациях иного // Международный журнал исследований культуры. – 2013. – № 3 (12). – С. 7-13.
  16. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности // Философские науки. –  2012. – №11. –  С. 106-118.
  17. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.74-82.
  18. Шеманов А.Ю. Рефлексивность культуры и субъективность человека // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования / О.К. Румянцев, М.Б. Туровский, Л.С. Черняк, А.Ю. Шеманов; под ред. О.К. Румянцева. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С. 401-474.
  19. Шеманов А.Ю. Медикализация жизни и генезис этического сознания // Философские науки. – М.: Изд-во «Гуманитарий», 2009. – № 1. – С.75-89.
  20. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. Монография. – М.: Изд. «Академический проект», 2007. – 479 с.

сведения о публикационной активности:

SPIN РИНЦ: 2676-7564

​Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора


Телефон:   +7 (499) 975-56-29

E-mail:   ShemanovAYu@mgppu.ru
  ipio.mgppu@gmail.com

Контакты

Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6, каб. 302.

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.

Телефон: +7-499-975-23-49.

Skype: ipio-mgppu

E-mail: ipio.mgppu@gmail.com.

Сайт: http://www.inclusive-edu.ru.