Вся психология в одном университете

Алексей Юрьевич Шеманов

Алексей Юрьевич Шеманов

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология»; ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования.

ученая степень: доктор философских наук (научная специальность 24.00.01 Теория и история культуры, тема диссертации «Самоидентификация человека как антропогенетический феномен», 2009), кандидат медицинских наук (научная специальность 14.00.25 Фармакология, 1983)

уровень образования: высшее, 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова (1979), медико-биологический факультет. Аспирантура при АМН СССР в 1979-1982, Докторантура в Российском институте культурологии в 1995-1997. Ученик научной школы Л.С. Черняка, В.В. Сильвестрова, М.Б. Туровского и Ф.Т. Михайлова в области философии культуры, многолетний участник семинаров по диалогике культуры В.С. Библера.

наименование направления подготовки и (или) специальности: Биохимия

квалификация: Врач-биохимик

общий стаж работы: 43 года (с 1979)

стаж работы по специальности: 43 года

достижения и поощрения:

  • Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций РФ в связи с  75-летием образования Российского института культурологии, 2007
  • Медаль им. Г.И. Челпанова (I и II степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2016, 2018
  • Почетный знак «Ψ». За заслуги в развитии университета. ФГБОУ ВО МГППУ, 2019

данные о повышении квалификации:

  • 2021 – «Методологические проблемы преподавания философии и биоэтики в медицинском вузе», ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова (16 часов)
  • 2021 – «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings», ФПК ФГБОУ ВО МГППУ (16 часов)
  • 2020 –  «Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе», ФПК ФГБОУ ВО МГППУ (72 часа)
  • 2019 – «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования», ФПК ФГБОУ ВО МГППУ (72 часа)
  • 2015 – «Теория смыслов в психологической реабилитации», ГБОУ ВПО МГППУ (36 часов)
  • 2015 – «Theory of Meaning (Kreitler and Kreitler), Теория смысла по Крейтлер и Крейтлер, проф. Суламит Крейтлер, Университет Тель-Авива, ГБОУ ВПО МГППУ  (20 часов) 

преподаваемые дисциплины:

  • Профессиональная этика

Читаемые разделы модулей:

  • Методология инклюзивного образования

сфера научных интересов:

  • философская антропология,
  • культурологические аспекты развития человека,
  • философские и культурологические аспекты инклюзии и интеграции,
  • вопросы социокультурной реабилитации;
  • вопросы профессиональной этики и биоэтики;
  • философские проблемы образования, становление субъектности,
  • философия и история субъективности

основные публикации: 

всего около 188 научных трудов (около 20 – в области нейрофармакологии, 168 – по проблемам инклюзивного образования, социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, философии и культурологии), среди них:

  1. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 3–17. doi:10.17759/psyedu.2021130301 
  2. Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Творческие инклюзивные практики становления субъектности: подход к концептуальному обоснованию // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 3. С. 376–385. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-376-385. 
  3. Алехина А.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116—126. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509 
  4. Шеманов А.Ю.. Особенности российского подхода к реализации статьи 24 конвенции ООН по правам инвалидов // Тенденции развития образования. Глобальные вызовы и неравные возможности: материалы XVIII ежегодной Международной научно-практической конференции (Москва, 18–20 февраля 2021 г.) / под науч. ред. М.Г. Пугачевой. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. С. 258–266. 
  5. Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Кутепова Е.Н. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. С. 84–99. doi:10.17759/psyedu.2022140206 
  6. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. C. 69—84. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
  7. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 3–17. doi:10.17759/psyedu.2021130301
  8. Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Творческие инклюзивные практики становления субъектности: подход к концептуальному обоснованию // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 3. С. 376–385. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-376-385.
  9. Алехина А.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116—126. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509
  10. Anastasiou D., Felder M., De Miranda Correia L.A., Shemanov A., Zweers I., Ahrbeck B. Chapter 11. The impact of article 24 of the CRPD on special and inclusive education in Germany, Portugal, the Russian federation, and the Netherlands // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / J.M. Kauffman (ed.).  Vol. I. Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education, Series edited by Philip Garner. 2020. Routledge,  London, New York, P. 216–248.
  11. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 62–78. doi:10.17759/cpse.2020090203
  12. Шеманов А.Ю. Феноменология сознания и субъектность человека в психологии: этические аспекты // Восьмой Российский Философский Конгресс - «Философия в полицентричном мире». Симпозиумы. Сборник научных статей. М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”, ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. – 1136 с. С. 496–498.
  13. Шеманов А.Ю. Проблема данности субъекта психического отражения самому себе и концепция С.Л. Рубинштейна // К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Акрополь, 2020. – 136 с. С. 117–134.
  14. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 6. –C. 38–46. doi: 10.17759/pse.2019240604
  15. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410
  16. Шеманов А.Ю. Субъектность сознания в концепции личности Л.С. Выготского // Психология личности: культурно-исторический подход / Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 18-20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. ISBN 978-5-91914-051-1 (Т. 2). С. 447–456.
  17. Shemanov Alexey. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue. Some International Perspectives / Ed. by Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10. Lecce – Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018. P. 179-190.
  18. Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого). Коллективная монография / Е.С. Бакшеев  [и др.]; под ред. О.К. Румянцева и А.Ю. Шеманова. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2018. – 360 с.
  19. Румянцев О. К., Файбышенко В. Ю., Шеманов А. Ю. Человек и его иное: к истории субъективности. Монография – Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. – 384 с.
  20. Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru», 2016. Т. 8. – №1. – С.24-34. doi: 10.17759/psyedu.2016080103
  21. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №1. – С. 17-25.
  22. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C. 9-16.
  23. Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе // Обсерватория культуры. – 2014. – № 5. – С. 15-22
  24. Шеманов А.Ю. Становление человека как воплощение субъективности в репрезентациях иного // Международный журнал исследований культуры. – 2013. – № 3 (12). – С. 7-13.
  25. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности // Философские науки. –  2012. – №11. –  С. 106-118.
  26. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.74-82.
  27. Шеманов А.Ю. Рефлексивность культуры и субъективность человека // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования / О.К. Румянцев, М.Б. Туровский, Л.С. Черняк, А.Ю. Шеманов; под ред. О.К. Румянцева. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С. 401-474.
  28. Шеманов А.Ю. Медикализация жизни и генезис этического сознания // Философские науки. – М.: Изд-во «Гуманитарий», 2009. – № 1. – С.75-89.
  29. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. Монография. – М.: Изд. «Академический проект», 2007. – 479 с.

сведения о публикационной активности:

SPIN РИНЦ: 2676-7564

​Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора

публикации в РИНЦ

Сведения о публикационной активности

SPIN №2676-7564

ВЫСТУПЛЕНИЯ В СМИ

О спектакле «Взгляд» интегрированной театральной студии «Круг 1»


Телефон:   +7 (499) 256-87-50

E-mail:   ShemanovAYu@mgppu.ru

Контакты

График работы: понедельник – пятница, 10:00–18:00

Телефон горячей линии: 8-800-600-40-44

Сайт: http://www.inclusive-edu.ru

Почта: frc.inedu@yandex.ru