Валентина Ивановна Екимова

Валентина Ивановна Екимова

заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии

ученая степень: доктор психологических наук (1999, ПИ РАО, научная специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология, тема диссертации «Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия среды»)

ученое звание: профессор по кафедре психологии развития и педагогической психологии (2011)

образование: высшее, Ивановский государственный университет (1974), Ленинградский государственный университет, очная аспирантура (психологический факультет, кафедра педагогики и педагогической психологии), 1983

наименование направления подготовки или специальности: Романо-германская филология (английский и немецкий языки)

данные о повышении квалификации или профессиональной подготовке: стажировки в клиниках неврозов и психосоматических расстройств (Куртиус-Клиник и Альпенблик-Клиник, Германия, 2001-2002); стажировка в психотерапевтических клиниках для детей и подростков в Берлине, 2012; стажировка в Западном университете г. Тимишоара (Румыния), 2016 г.

общий стаж работы: 43 года

стаж работы по специальности: 33 года

награды, премии, звания: Заслуженный работник высшего профессионального образования РФ (2002), доцент Института кататимно-имагинативной психотерапии (Геттинген, ФРГ) с 2002

преподаваемые дисциплины:

  • направление подготовки04.01 Психология, магистерская программа "Психология профессий особого риска": «Тренинг саморазвития в профессиональной деятельности», Методологический семинар
  • направление подготовки 04.01 Психология, магистерская программа "Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях": «Психология травмы», «Психологическая помощь при острых травматических и посттравматических состояниях», «Психологическая помощь при травме утраты»

научные интересы:

  • автор концептуальной модели социально-деятельностного опосредствования психического развития, руководитель научно-исследовательского направления «Психическое развитие школьников в районах Чернобыльского следа» по Федеральной целевой программе «Дети Чернобыля», соисполнитель по президентской исследовательской программе «Дети России»
  • психология развития и экологическая психология
  • психологические основы профессиональной подготовки специалистов в вузе
  • интерактивные методы преподавания психологии
  • личность преступника
  • психология девиантного поведения
  • психология и психотерапия травм
  • психологическая помощь при неврозах и стрессовых расстройствах
  • психосоматическая и соматическая психотерапия

основные публикации: более 80 научных работ, из них 3 монографии и 10 учебных и учебно-методических пособий, среди них:

  1. Ekimova V.I., Kokurin A.V., Litvinova A.V., Orlova E.A. The Implementation of Simulation Modeling in the Extreme Psychology Master's Course // В сборнике: New Perspectives in Science Education Conference Proceedings 6th Conference Edition. Edited by Pixel. 2017.
  2. Ekimova V.I., Kokurin A.V. The Extreme Psychology Master Courses: Relevance, Programs, Corriculum Design // Proceedings “3rd INTERNATIONAL CONGRESS on EDUCATION SCIENCES AND LEARNING TECHNOLOGY (ICESLT-2017)”. Nobel Science, Athenes. 2017.
  3. Ekimova V.I., Kokurin A.V., Koteneva A.V., Litvinova A.V., Orlova E.A. The Psychological Correlates of Psychology Students’ Resistance to Extreme Situations // Proceedings “3rd INTERNATIONAL CONGRESS on EDUCATION SCIENCES AND LEARNING TECHNOLOGY (ICESLT-2017)”. Nobel Science, Athenes. 2017.
  4. Екимова В.И., Кокурин А.В., Орлова Е.А., Стегнин Е.Д. Четыре шага от толерантности до экстремизма: понятийно-феноменологический анализ // Юридическая психология. 2017. №4.
  5. Екимова В.И., Кокурин А.В., Орлова Е.А., Орлова Ю.Л. Формирование конструктивных копинг-стратегий родителей подростков-правонарушителей // Психология обучения. № 12, 2017.
  6. Екимова В.И., Веселовский И.А. Социальный интеллект в профессиональной деятельности военного психолога: историография вопроса // Психология обучения. 1017. № 12.
  7. Екимова В.И., Мирвелова Е.Г. Психотерапия тяжелых соматических заболеваний: панацея, иллюзия или ресурс выздоровления? //
    Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № S2 (17).
  8. Ekimova V., Kokurin A. Bulling Victims^ Personal Characteristics and Adaptability // In: Proceedings “Social inclusion and Equal Opportunities”. SIEO-2016. Bologna (Italy). 2016
  9. .Екимова В.И., Кокурин А.В. Подготовка по программе специалитета «Психология служебной деятельности» на факультете «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета // В сборнике: II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской ФедерацииСборник материалов. Под общей редакцией Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу . 2016.
  10. Екимова В.И., Картофельникова Н.Е., Кокурин А.В., Цеховская С.А. Модель прогнозирования профессиональной успешности на этапе подготовки бортпроводников // Психология обучения. 2016. №3.
  11. Екимова В.И., Орлова Е.А. Образовательная среда кадетского корпуса как фактор формирования суверенности психологического пространства личности воспитанников-юношей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31).
  12. Ekimova V., Kokurin A. StudentsAttitudes Towards Different Team Building Methods // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015.
  13. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 5-10.
  14. Тимбилдинг в студенческой аудитории: за и против //
    Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2.
  15. Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения // Психология и право. 2014. № 1.
  16. Кейс метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности //
    Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1.
  17. Ekimova V., Kokurin A. The case study approach in extreme psychology Master’s course // European Journal of Research on Education, 2014, 2(2).
  18. Екимова В.И., Демидова А.Г. Психологическая диагностика умственного развития учащихся: Учебно-методическое пособие. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1993.
  19. Психологические исследования в районах «Чернобыльского следа» // Тульская школа. 1993. № 1.
  20. Экология и психика: Монография в 2-х частях. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1995.
  21. Феномен “Чернобыльского следа”: психологический аспект / В кн. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (авторский коллектив). - Москва, 1995.
  22. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: Монография. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1997.
  23. Превентивная психодиагностика в экологически неблагополучных районах. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1998.
  24. О нарушениях психического развития ребенка в условиях экологического неблагополучия // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
  25. Синдром «учебной неуспешности» // Журнал практического психолога. 1998. № 3.
  26. Экологический стресс: биологические и психологические последствия /В кн. Экологический подход в психологии развития и психологических исследованиях. - Москва, 2000.
  27. Психодинамический подход к психотерапии депрессии /В сб. Актуальные проблемы современной медицинской профилактики. - Тула, 2001.
  28. Радиационное загрязнений среды: Биологические и психологические последствия. – Физика, № 5, 2004.
  29. Гендерная идентичность в юношеском возрасте: социальные детерминанты и их влияние /В сб. Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития. - СПб.: СПбГУ, 2007.
  30. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. - М.: Аркти, 2007.
  31. Екимова В.И., Золотова Т.В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. – М.: Аркти, 2008.
  32. Екимова В.И. Демидова А.Г. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы. Москва. Аркти. 2008.
  33. Екимова В.И., Филиппва С.А. Гендерные различия: социокультурный аспект //
    Сибирский психологический журнал. 2008. № 27.
  34. Эффективность технологий командообразования как средства профессионального становления специалиста-психолога в вузе. - Вестник МГОУ. Серия «Психология». - №4. – 2009.
  35. Екимова В.И., Демидова А.Г. Все идет нормально? комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников. - Москва, 2010.
  36. Екимова В.И., Матюшкина Е.Я. Структурное моделирование интеллектуального и творческого развития подростков в условиях профильного обучения: Монография. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2010.
  37. Екимова А.В., Золотова Т.В. Психологическое консультирование: общие вопросы и технология: Учебное пособие. – М.: Академия Н. Нестеровой, 2011.
  38. Екимова В.И., Лещенко С.Г. Позиция безусловного принятия Другого как системное проявление профессионально важных качеств педагога // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 6.
  39. Педагогика профессионального образования: Проблемы развития в условиях реформ: Коллективная монография. – М.: Изд-во «Научное обозрение», 2013.
  40. Ekimova V.I., Kokurin A.V., Kokurina I.V. The condemned to life-long imprisonment characteristics in Russia /In “Victims and witnesses: from research to effective practice” (with the co-authors A.V. Kokurin, I.V. Kokurina), St.-Petersbug, 2014.
  41. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: Монография. Тула, 1997.
  42. Превентивная психодиагностика в экологически неблагополучных районах: Учебно-методическое пособие. Тула, 2000.
  43. Теоретические и прикладные проблемы практической психологии: Сборник научных трудов. Тула, 2003.
  44. Трудные подростки: Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.
  45. Победи конфликт: Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. Москва, 2008.
  46. Структурное моделирование интеллектуального и творческого развития подростков: Монография. Тула, 2010.
  47. Обеспечение профессионального становления будущих психологов средствами командообразования / В кн.: Новые технологии в образовании: Коллективная монография. Воронеж, 2010.
  48. Психологическое консультирование: Учебное пособие. Москва, 2011.

публикации на PsyJournals

публикации на elibrary.ru (РИНЦ)

адрес: Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, каб. 207А

график работы: согласно расписанию


Телефон:   +7 (499) 244-07-10
  +7 (499) 256-66-16

E-mail:   extrim_dek@mail.ru

Контакты

Адрес: Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 1, каб. 207

График работы: пн.-пт. 10:00-18:00.

Телефон: +7 (499) 244-07-10, +7 (499) 256-66-16.

E-mail: extrim_dek@mail.ru.

Официальный сайт факультета: www.pe.mgppu.ru.