Римма Вячеславовна Чиркина

Римма Вячеславовна Чиркина

заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология"

ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии, диссертация на тему «Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних», 2008, МГУ им. М.В.Ломоносова)

ученое звание: доцент

уровень образования: высшее, Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1986); специальный факультет практической психологии Саратовского пединститута СГУ им. Чернышевского по специальности практический психолог (1994), очная аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (2005-2008)

наименование направления подготовки и (или) специальности: дефектолог, сурдопедагог, практический психолог

квалификация: учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих, практический психолог

награды, премии, звания: Почетный работник общего образования РФ. Победитель конкурса  Международной программы стипендий Фонда Форда (IFP) (2005), стипендиат Германской службы академических обменов (DAAD) по программе Studienreise-2016 г. 

профессиональная деятельность: 

С 1986 по 1999 - сурдопедагог и сурдопсихолог, с 1999 по 2005 - педагог-психолог МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения (Саратовская обл.). С 2001 по 2005 преподавала психологические дисциплины в Педагогическом институте СГУ, Саратовской государственной Академии права, СарИПКиПРО, МПГУ. С 2008 по 2011 год – проректор по работе со студенческой молодежью и общественным связям Академии социального управления Московской области (АСОУ), там же – доцент кафедры общей психологии и психологии развития. В МГППУ работает с 2009 года,  как штатный сотрудник с 2011 года. До 2015 года  в качестве доцента кафедры, а также  старшего научного сотрудника и заведующей НИЛ Ювенальных технологий, с 2016 года - заведующая кафедрой. ЮПП.  С момента открытия (июнь 2016) является руководителем магистерской программы Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства. Имеет опыт руководства международными и российскими грантовыми проектами.

С 2012 по 2017 гг: Координатор авторской группы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.» (Стратегическое направление «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»). Эксперт  Мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Член межведомственных рабочих групп по проблемам профилактики противоправного  поведения и безнадзорности несовершеннолетних: при Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, при Министерстве образования и науки РФ и др. 2013-15 г. Эксперт Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива". 2014-2018. Эксперт Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Фонда В.Потанина. 2015 – внесена в реестр экспертов ГБОУ ВПО МГППУ для проведения психолого-педагогической экспертизы информационной продукции по специальности Юридическая психология. 2014. Зарегистрирована в Федеральном реестре экспертов ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ: регистрационный номер 3498.

общий стаж работы: 32 года

стаж работы по специальности: 28 лет

научные интересы:

  • исследование факторов, способствующих отказу от правонарушающего поведения
  • разработка программ профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • доказательный подход в проектировании и управлении социальными рисками детства
  • экспертиза и оценка технологий, социально-психологических  практик, проектов, программ и политик в сфере детства
  • восстановительное правосудие
  • организация программ международного сотрудничества в области профессионального научно-практического, культурного развития и обмена, повышения квалификации, организации обучающих программ для студентов, преподавателей, специалистов и др.

читаемые дисциплины:

  1. Введение в профессию
  2. Проектирование и экспертиза образовательной среды
  3. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях
  4. Психологические подходы к проектированию и психологические методы оценки в сфере защиты детства
  5. Технологии разработки конкурсных проектов и подачи заявок на государственные конкурсы
  6. Психология аномального развития
  7. Учебная практика "Управление в образовании" по взаимодействию с участниками образовательных отношений (с НИР) по модулю 2 магистратуры ППО
  8. Выпускная квалификационная работа
  9. Руководство подготовкой студентов в магистратуре
  10. Курсовая работа

основные публикации:

  1. Чиркина Р. В. Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии. //Ж. Вестник практической психологии образования. Москва, №№ 1(10),2(11),3(12),4(13) - 2007, № 1- 2008.
  2. Чиркина Р.В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь // Монография .// Изд. РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, М. 2012. – 163 с.
  3. Чиркина Р.В., Шевцова Н.А., Ерастова А.С., Темежникова О.Б. Организация правовой и психологической помощи жертвам насилия и других противоправных действий на примере психологических служб Германии [Электронный ресурс] // Психология и право 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw
  4. Чиркина Р.В., Аруин С. Е. Ресурсы социализации детей и подростков из семей русскоязычных мигрантов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62484.shtml (дата обращения: 15.05.2014).
  5. Формирование управленческих компетенций в рамках обучения по ФГОС ВПО 3+ для психолого-педагогических специальностей. М.: Издательство МИИГУ им. П.А. Столыпина, –  140 с.
  6. Психология аномального развития. М.: Издательство МИИГУ им. П.А. Столыпина, –  39 с.
  7. Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С.138–144. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70130.shtml (дата обращения: 23.11.2014)
  8. Чиркина Р.В., Аруин С.В., Воронина А.С. Особенности социально-психологической адаптации  детей и подростков из семей  мигрантов в Германии и России [Chirkina RimmaV., Aruin Sergey E., Voronina Anastasia.Features of social and psychological adaptation of children and teenagers adolescents from families of migrants in Germany and Russia] // Материалы Международной конференции Европейской Ассоциации психологии и права (EAPL). СПб, 24 -27 июня 2014 г.
  9. Карнозова Л.М., Чиркина Р.В., Аникина В. Г., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. №3. С.10–31. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72711.shtml (дата обращения: 17.01.2015).
  10. Особенности правовой и социальной политики Германии в отношении "молодых взрослых"  с миграционными корнями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. № 3. С. 168-180. В соавт. с Аруин С.Е., Пютц Э.
  11. Развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: модели анализа, научные подходы и успешные практики // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 156–167. doi:10.17759/pse.2016210114.
  12. Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители: Н.Л. Хананашвили, Р. В. Чиркина – Москва, 2016. – 80 с. (Введение, заключение, глоссарий, Глава 4, научная редакция сборника методических материалов).
  13. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77–94. doi:10.17759/psylaw.2018080106
  14. Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 45–52. doi:10.17759/jmfp.2019080305
  15. Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152–164. doi:10.17759/psylaw.2020100114
  1. Чиркина Р. В. (в соавт. Фридман В.М., Дзядко Н.М., Вуль Н.Л.).//Методическое сопровождение работы по профилактике подростковых правонарушений на основе литературного произведения. // Сборник материалов РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, Москва, 2010. Вклад – 0,5 п/л.

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306 (кафедра)

график работы: пн.-пт., 10:00-18:00; занятия согласно расписанию


Телефон:   +7 (495) 632-99-97
  +7 (499) 256-67-66

E-mail:   chirkinarv@mgppu.ru

Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00

Телефон: +7 (495) 632-99-97

E-mail факультета: school_jp@mail.ru