Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

Ирина Владимировна Шаповаленко

Ирина Владимировна Шаповаленко

Занимаемая должностьпрофессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования».".

Руководитель магистерской программы «Психология развития». 

Уровень образования: высшее, психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1984).

Квалификация: психолог, преподаватель психологии.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология. 

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Ученое звание: доцент.

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

  • «Мультимедиа технологии разработки образовательных ресурсов»;
  • «Менеджер социальной сферы»;
  • «Образование и педагогика»;
  • «Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы» (РГСУ);
  • «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании» (ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»);
  • «Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе» (72 часа, 2018);

Общий стаж: 33 года.

Стаж работы по специальности: 27 лет.

Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

Бакалавриат:

  • Психология развития и возрастная психология;
  • Теория поэтапного формирования умственных действий;
  • Психология зрелых возрастов;
  • Практикум по формированию умственных действий и понятий.

Магистратура:

  • Взрослость и зрелость в психологии развития и акмеологии. 

Аспирантура:

  • Основы общей (генетической) психологии.

Сфера научных интересов:

  • возрастная психология;
  • психология зрелости и старости;
  • психология возрастных кризисов;
  • возрастно-психологическое консультирование.

Награды, премии, звания: почетный знак имени Петра Великого за достижения в социальном образовании II степени.

Публикации:

  • Борисова Н.М., Шаповаленко И.В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 115–125. doi:10.17759/psyedu.2018100310.
  • Шаповаленко И.В. Людмила Филипповна Обухова: на перекрестье судеб // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 4. С. 88–93. doi:10.17759/chp.2018140411.
  • Шаповаленко И.В. Макартурское исследование успешного старения: на пути к новой геронтологии (реферативный обзор книги Rowe J.W., Kahn R.L. «Successful Aging») [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 13–21. doi:10.17759/jmfp.2017060302.
  • Егоров Р.Н., Шаповаленко И.В. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 54–62. doi:10.17759/jmfp.2017060206.

  • Теоретические и экспериментальные исследования детской имитации за рубежом // Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987. - С.108 -132.
  • Диагностика и формирование исторических представлений у дошкольников // Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987.- С.197 -208.
  • Роль имитации в усвоении ребенком речи // Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков: тезисы докладов совещания. - М., 1987. - С. 61 - 62.
  • Формирование образов исторических явлений у детей младшего возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989. - С. 52 - 63.
  • Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 6. М., 1990. - 12 с.
  • Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническом музее / Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты). - М., 1993. - С. 96 - 113.
  • Формы и функции подражания в детском возрасте. М., Изд - во Моск. ун - та, 1994. - 112 с. (Л.Ф. Обухова).
  • Психология старости как предмет изучения. Программа геронтопсихологии для вузов // Психология зрелости и старения. 1997. Осень.- С. 26 - 38.
  • Проблемы преподавания геронтопсихологии. Социальная работа: Опыт и проблемы подготовки специалистов (материалы межвузовской научно-практической конференции). М., Союз, 1997. -С. 145 -148.
  • Познавательные интересы младших школьников (экспериментально-психологическое исследование) // Журнал практического психолога. 1998. №3.- С.17 - 24.
  • Роль музея в развитии ребенка в дошкольные и школьные годы // XXII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. М., 1999.
  • Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6).- С. 27 - 41.
  • Научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы современной психологической науки» // Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6). - С. 96 - 99.
  • Психологические проблемы пожилых людей // Социальная политика в России на пороге ХХI века. Шестые годичные научные чтения МГСУ. М., «Союз», 1999. - С. 215 - 220.
  • Altersbild und psychische Entwicklung // Alter und Altern in Russland. Fred Karl &Olga V.Krasnova (Hg.) Asanger Verlag Heidelberg, Kröning, 2001. С.129-139.
  • Тяжелое заболевание ребенка: горестные переживания // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. Сборник статей/ Под ред. О.В.Красновой. М.: МПГУ, Обнинск: Принтер, 2002 г. -С. 233-255. (Миронова Т.Б.)
  • Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования // под ред. Е.Г. Силяевой. М., «Академия», 2002 г. - С. 65 - 120.
  • Полноценная жизнь в старости: социальные факторы и личностная позиция // Талант, знания, опыт старшего поколения - на пользу Родине. М.: МГСУ, 2002. - С.105.
  • Диагностика уровня и содержания межпрофессионального взаимодействия специалистов социальной сферы // Межпрофессиональное взаимодействие специалистов в области социальной работы. Сборник научных трудов. Отв. ред. О.Б. Бекасов.- М.: АСР МГСУ, 2003. - С. 16-22.
  • Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений / Семейная психология и семейная терапия. 2003. №2. С.72-86.
  • Динамика мотивационно-потребностной сферы в период старения и социальная ситуация развития // Тезисы съезда психологов. СПб., 2003. - 2 с.
  • Проблема старения с биологической и психологической точки зрения // Психологическая наука и образование.- 2003. - №3.- С.25-34. (Обухова Л.Ф., Обухова О.Б.).
  • Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. - 2004.- №3. - 14 с.
  • Анализ феномена общения взрослых через ребенка в триаде «взрослый-ребенок-взрослый»// Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 2. - С. 72-90. (Ошарина В.В.).
  • Образ старости и специфика подготовки специалистов для работы с пожилыми людьми // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. - М., 2004. - 4 с.
  • Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология старости. Хрестоматия/ - Издательство: Бахрах-М, 2004 г.- C. 525-537.
  • Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2006 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России С. 65 - 120.
  • Старость как общественная и личностная проблема в современном мире// Глобализация: настоящее и будущее России. Материалы VI Международного социального конгресса, 24-25 ноября 2006 г. В 2-х томах. М.: Изд-во РГСУ, 2006. Т.1.с.40-41.
  • Предпенсионный кризис: выраженность и внутреннее содержание //Ученые записки Российского государственного социального университета, 2006. №2. С.185-188.
  • Особенности мотивационной сферы личности в период поздней взрослости//Наука - транспорту. Материалы научной конференции. - М.: МГУПС, 2006 г. - Т. 4. - С. 27.
  • Технологии профессиональной деятельности психолога стационарного учреждения социального обслуживания/ М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Гриф УМО вузов России по образованию в области социальной работы Союз», 2007.60 с. - 3,75 п.л. (Миронова Т.Б.).
  • Психосоциальные технологии адаптации детей-сирот к жизни в семье М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Союз», 2007.144 с. - 9 п.л. (Ефремова Г.И., Шмидт В.Р.).
  • Личностные особенности людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни//Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. М., 2008. №1 (39). (издание, рекомендованное ВАК) С.12-15. (Алферова М.О.).
  • Качество жизни и личностные характеристики социально-активных людей пожилого возраста: эмпирическое исследование//Социальная политика и социология. 2008. №5 (41).(издание, рекомендованное ВАК) С. 73-83.
  • Роль околофутбольной субкультуры в процессе социализации юноши// Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3 (36). - С. 269 - 273. (Салахетдинов Э.Р.).
  • Имидж пожилого человека у современных подростков как основа взаимоотношений поколений//Имиджелогия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии/Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С. 320-322. (Латанова Ю.С.).
  • Психологические основы предпенсионной подготовки работников //Социальные проблемы развития современного российского общества. Материалы научно-теоретической конференции. - М.: МГУПС, 2008 г. С. 91 - 100.
  • К вопросу о социально-психологической незрелости молодежи. //Актуальные проблемы безработной молодежи на современном этапе: Материалы научно-практической конференции 06.11.2008. РГСУ 2008. С.48-52.
  • Социальные и психологические факторы переживания одиночества в поздней взрослости. //Психология социальности. Межвузовский сборник научных трудов. Т.2. /Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С.51-55.
  • Факторы риска суицида в пожилом возрасте//Cовременное состояние суицидологии в России: актуальные проблемы, перспективы. Москва, 2008. - С. 54-56.
  • Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости. Психология зрелости и старения, 2008. №4 (44). С.42-62.
  • Возрастные задачи и личностные кризисы поздней взрослости//Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - С. 563-568.

Учебно-методические работы:

  • Основные проблемы школьной психологической службы // Программа курса для студентов психологического факультета. М., 1994. - 36 с.
  • Возрастная психология. Программа курса для студентов факультета психологии. М., Союз, 1997. 27 с.
  • Возрастная психология. Планы семинарских занятий. М., Союз, 1997. - 20 с.
  • Программа повышения квалификации социального работника//Психология зрелости и старения. 1998. Весна. С. 19 - 29 (Т.Д. Марцинковская, О.В. Краснова).
  • Геронтопсихология (Учебная программа курса). М., «Союз», 1998. - 16 с.
  • Программа итогового квалификационного экзамена по психологии/И.В.Шаповаленко и др. М., 2001.
  • Закономерности психического развития ребенка в дошкольном возрасте//Сборник публичных лекций. М., «Союз», 2001. - С.286 - 303.
  • Программа итогового квалификационного экзамена по психологии М., Союз, 2003. - 28 с.
  • Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы. М., Союз, 2003. - 37 с.
  • Методика преподавания психологии. Учебно-методический комплекс. М., Союз, 2004. - 26 с.
  • Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2004. - С. 65 - 120.
  • Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология». - М., 2004. - М., РИПО ИГУМО, 2004. 64 с.
  • Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) - М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  • Психология развития и возрастная психология: Программа учебной дисциплины для студентов специальности 020400 «Психология». М., РИПО ИГУМО, 2005. 32 с.
  • Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2007. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии 349 с.
  • Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2008 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России. С. 65 - 120.
  • Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - 667 с.
  • Об опыте разработки учебно-методических пособий инновационного типа//Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации: Тезисы выступлений на VII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе 8-9 июня 2007 года. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - С.220-222.
  • Психология развития и возрастная психология. Ч. 1. Теории развития. - Конспекты лекций. Тестовые задания. М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 43 с.
  • Программа педагогической практики. Методические рекомендации.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 48 с. (Ефремова Г.И.).
  • Геронтопсихология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 38 с.
  • Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 64 с.
  • Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2009. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии. - 349 с.
  • Взаимоотношения разных поколений в современной семье: cотрудничество, влияние, конфликт. //Социальная политика и социология, №5(46), 2009. - С.37-45.
  • Проблемы взаимоотношений разных поколений в семье. //Человеческий капитал №1(9), 2009. - С.12-18.
  • Специфика подготовки специалистов социально-психологического и геронтопсихологического профиля // Вопросы преподавания дисциплин социально-психологического профиля: сборник учеб.-метод. статей /Под ред. д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. С.99 - 103.
  • Шаповаленко И.В., Мартазаева Н.Х. Особенности самооценки лиц позднего возраста, проживающих в семье и в условиях интерната // Человеческий капитал. – 2010. С.117-121.
  • Клуб общения как фактор повышения качества жизни пожилых людей // Социальная ортобиотика: теория, методология и практика: сборник научных трудов / Под ред. д.пед.н., доц. Л.В.Федякиной, д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. - С. 93-96.
  • Шаповаленко И.В., Пастухова М.В. Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 / Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С.232-237.
  • Шаповаленко И.В., Скрябин М.А Взаимосвязь индивидуально-психологических черт и психобиографических экзистенциальных образований личности в период ранней взрослости // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 /Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С. 237 -240.
  • Шаповаленко И.В., Шаповаленко А.А., Об опыте участия в формировании команды путем оценки компетенций участников // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 / Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С. 240-247.
  • Работа с текстом: новые аспекты традиционного учебного метода //Вопросы преподавания дисциплин социально-психологического профиля: сборник учеб.-метод. статей /Под ред. д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. – С.103-106.
  • Содержательные основы профессиональной деятельности психолога в стационарном учреждении социального обслуживания// Человеческий капитал. 2011. №1.- С.72-74.
  • Шаповаленко И.В., Ковшевная Е.С. Структура мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов технического вуза // Профессиональная самореализация студентов-психологов РГСУ/ В профессию – через науку. Сборник научных статей. Москва, еТест, 2011. С.91-98.
  • Качество жизни пожилых людей с разным уровнем жизнестойкости // Человеческий капитал. 2011. - №12. С.10-12.
  • Проблема эмоциональных переживаний и психологического благополучия в позднем возрасте как основа оказания практической психологической помощи // Формирование системы инновационного образования в Университете как ресурсном центре оказания практической психологической помощи населению. Материалы ежегодных факультетских научных чтений. Москва. РГСУ, 2011. Сборник научных статей. - C.230-242.
  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. - (Учебник с грифом УМО Вузов России) // М.: «Академия», 2011 г. – 192 с.
  • Проблема толерантного отношения к пожилым в контексте современной демографической ситуации // Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения: сб. материалов XII Международного социального конгресса 27 ноября 2012 г. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 478 с. – С.444-446.
  • Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров (Учебник с грифом УМО вузов по психологии) // М.: Юрайт, 2013. – 567 с.
  • Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата/ И.В. Шаповаленко. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 575 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.

Сведения о публикационной активности:

Публикации в РИНЦ

Публикации на Psyjournals.ru


Телефон: 

+7 (495) 632-90-66


Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 312

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (495) 632-90-66

Контактные лица кафедры: Бушмина Ольга Александровнаспециалист по учебно-методической работе; bushminaoa@mgppu.ru