Наука

Основные направления научных исследований кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой:

  • разработка периодизации психического развития ребенка, отвечающей общему характеру современного детства
  • изучение индивидуальных вариантов развития личности детей
  • изучение творческого потенциала ребенка и средств его осуществления
  • изучение симптоматики возрастных кризисов развития
  • определение влияния социокультурной нормы развития ребенка в современном обществе на изучение роли семьи, учебных учреждений и внеобразовательных сфер жизни в психическом развитии ребенка и др.
  • выявление условий, обеспечивающих преодоление жизненных преград (зависимостей, логоневрозов, сенсорных деприваций и т.п.) в контексте личностного рост.

Для формирования способности студентов к решению перечисленных проблем в учебной программе содержится широкий спектр спецкурсов, основанных на сравнительно-психологических методах исследования, в которых активно используется стратегия формирования психических процессов и черт личности.

Главным теоретическим направлением, разрабатываемым сотрудниками кафедры возрастной психологии МГППУ является культурно-историческая теория развития психики. В рамках этого подхода ведутся как фундаментальные исследования психического развития (механизм развития как качественного перехода к культурной форме поведения, строение ведущей деятельностей, структура того или иного возраста, кризис современного детства), так и исследования прикладные (влияние родительско-детских отношений на развитие детей, особенности развития подростков, вхождение детей раннего возраста в мир взрослых, особенности одарённых детей и др.).

VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы». 

13-14 декабря 2018 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы».

Направления работы конференции (секции) имели «историческую» отнесенность к пяти конференциям по психологии развития, которые были проведены под руководством Л.Ф. Обуховой в 2007-2015 гг.:

  1. «Ребенок в современном обществе» (2007),
  2. «Другое детство» (2009),
  3. «На пороге взросления» (2011),
  4. «У истоков развития» (2013),
  5. «Горизонты зрелости» (2015).

Видеоматериалы конференции:

Пленарное заседание VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (часть 1) (13 декабря 2018 года, МГППУ)

 

Пленарное заседание VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (часть 2) (14 декабря 2018 года, МГППУ)

Вечер памяти, посвященный 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой, в рамках VI Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы» (14 декабря 2018 года, МГППУ)

 

Результаты научных исследований, полученные впервые в 2015 году

Тема исследований кафедры на 2015 год «Вариативные модели развития и социализации детей и подростков»

Цель выполнения НИР: выявить вариативные траектории и модели освоения различного нормативного/культурного содержания развития в разных психологических возрастах.

Предмет исследования: психическое развитие современного ребенка на разных этапах онтогенеза и в разных социокультурных условиях.

Выборка и базы научных исследований:

Дети, посещающие московские образовательные учреждения (ДОУ и СОШ) и школу для одаренных детей «Созвездие», ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», учащихся учреждений СПО г. Москвы, женщины-матери репродуктивного возраста (18-45 лет), Дом ребенка № 7. Дошкольники, младшие школьники и подростки мегаполиса и провинции. Дошкольники и младшие школьники из мегаполиса и провинции.

Направления научно-исследовательской работы

  • Особенности мировосприятия современных детей в мегаполисе и провинции на основе анализа детских рисунков – исп. Л.Ф. Обухова
  • Варианты социально-эмоционального развития детей раннего и дошкольного возраста – исп. Н.Н. Авдеева
  • Проблемы развития детей в семьях выздоравливающих от химической зависимости – исп. В.В. Барцалкина
  • Составление литературного обзора отечественной и зарубежной литературы, поиск баз и подбор методов, участие в обработке и анализе результатов – исп. Э.Г. Вартанова
  • Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта – исп. И.В. Емельянова
  • Анализ моделей профилактики, сопровождения и реабилитации детей и подростков с отклоняющимся и проблемным поведением – исп. В.В. Делибалт
  • Варианты формирования привязанности у детей младенческого возраста – исп. Ю.А. Кочетова
  • Роль акцентуаций характера в формировании и реализации коммуникативных потребностей в юношеском возрасте – исп. О.В. Кузнецова
  • Проблема гедонизма в личностном развитии старших подростков при химической зависимости – исп. И.Ю. Кулагина
  • Проблемы становления материнско-детских отношений при различных вариантах течения пре- и перинатального периода развития ребенка – исп. М.Е. Ланцбург
  • Пространство взросления и его связь с образовательными результатами школьников – исп. К.Н. Поливанова
  • Драма как средство развития и социализации подростков – исп. О.В. Рубцова
  • Социальная активность и гражданская позиция в подростковом и юношеском возрасте – исп. И.В. Шаповаленко
  • Самооценка младших школьников и подростков с разным уровнем креативности – исп. Н.Б. Шумакова
  • Научный аппарат (язык) описания игры современных детей – исп. Л.И. Эльконинова
  • Методы и формы индивидуализации работы психолога с одаренными и высокомотированными школьниками – исп. В.С. Юркевич

18 ноября 2015 успешно завершила свою работу Пятая всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «Горизонты зрелости».

Руководитель проекта – доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Возрастная психология» МГППУ Л.Ф. Обухова

Темы конференции:

  1. «Кризисы жизненного пути взрослой личности» (Руководитель секции Л.А. Головей, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета)
  2. «Жизнестойкость и психологическое благополучие взрослой личности» (Руководитель секции М.А. Одинцова, канд. психол. наук, профессор факультета дистанционного образования МГППУ)
  3. «Отклонения в развитии взрослой личности и их преодоление» (Руководители секции А.Б Холмогорова, д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии МГППУ и Ming-Kai Chin, Head of the Department of Physical Education at the Hong Kong Institute of Education and Professor, School of Health, University of Northern Iowa, USA)
  4. «Межпоколенные отношения в зрелом и пожилом возрасте» (Руководители секции Л.Ф. Обухова, д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой «Возрастная психология» факультета психологии образования МГППУ и М.И. Постникова, д-р психол. наук, доцент, профессор, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
  5. «Интеллектуальное развитие и творческие возможности на разных этапах взрослости» (Руководитель секции М.А. Холодная, доктор психол. наук, профессор, заведующая лабораторией психологии способностей имени В.Н. Дружинина Института психологии Российской Академии наук)
  6. «Родительство как сфера самореализации взрослой личности» (Руководитель секции Е.В. Филиппова, канд. психол. наук, заведующая кафедрой «Детская и семейная психотерапия» факультета консультативной и клинической психологии МГППУ)
  7. «Поздняя взрослость: старшее поколение в семье и обществе» (Руководитель секции И.В. Шаповаленко, канд. психол. наук, доцент кафедры «Возрастная психология» факультета психологии образования МГППУ)
  8. «Траектории профессиональной зрелости» (Руководитель секции Е.Ю. Пряжникова, д-р психол. наук, профессор, МГППУ)
  9. «Жизненные среды человека» (Руководитель секции С.К. Нартова–Бочавер, д-р психол. наук, профессор, НИУ ВШЭ)
  10. «Взрослый в контексте проблем безопасности образовательной среды» (Руководитель секции А.А.Щеглов, сотрудник ФГУП ГлавНИВЦ Управления делами Президента РФ)
  11. «Зрелость творческой личности и диалог как событие» (Руководитель секции Н.Б. Ковалева, канд. психол. наук, доцент, МПГУ)

Результаты научных исследований, полученные впервые в 2014 году

В 2014 году на кафедре выполнялась научно-исследовательская работа «Одаренный ребенок в семье, школе, обществе».

Научно обоснованные и отрефлектированные педагогами «жизненные», неформализованные показатели одаренности хорошо коррелируют с формализованными характеристиками одаренности (тесты, опросники, методики выявления мотивации). Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют о наличии у педагогов и родителей упрощенных, даже бытовых представлений о высокой познавательной мотивации и соответствующих интеллектуальных способностях одаренных и высокомотивированных школьников. Очевидно, необходима специальная научно-практическая подготовка педагогов к работе с одаренными и высокомотивированными детьми.

Эмпирическое исследование школьной вовлеченности, т.е. готовности ученика участвовать в повседневной школьной жизни в зависимости от развития интеллектуальной и академической одаренности позволило выделить четыре группы учащихся по наблюдаемым поведенческим характеристикам: игнорирующие школьное обучение, активно вовлеченные, ученики с ведущим интересом к школьному общению, и, наконец, ученики, обладающие ярко выраженными учебными и внеучебными интересами. Показано, что у значительной части учащихся современной школы наблюдается все большее отчуждение от школьного содержания и, как следствие, – все меньшая вероятность «резонанса» интересов, склонностей и способностей ученика с целями и содержанием школьного обучения.

Выявление специфики образной и вербальной креативности у интеллектуально одаренных младших подростков не выявило статистически достоверных различий ни по одному показателю, кроме изобразительной разработанности. Полученные данные свидетельствуют скорее о периоде стабильности показателей творческого (дивергентного) мышления в младшем подростковом возрасте у интеллектуально одаренных школьников, чем о периоде спада или кризиса, как это отмечается в ряде зарубежных исследований. Обнаружено качественное своеобразие креативности у интеллектуально одаренных подростков 5-7-х классов: одаренные подростки этого типа не столько рисуют, сколько выражают идеи, которые носят сложный, динамичный, абстрактный характер. Кроме того, у этих детей выявлены связи высоких показателей креативности с ярко выраженной внутренней мотивацией.

Выявлена специфика учебной мотивации младших подростков, обучающихся в школе для одаренных детей, их направленность на знания в рамках школьной программы и на получение отметок как учебно-познавательный и социальный мотив учения. Обнаружилось, что одаренные подростки, осваивая школьную программу, имеют тот же уровень учебной мотивации, что и их сверстники с нормативным интеллектуальным развитием. При этом у этих детей более интенсивно развивается духовно-нравственная мотивация, характеризующая становление глубоких личностных (внеучебных) интересов.

Анализировались типичные трудности, свойственные одаренным подросткам в современной общеобразовательной школе. Были выделены школьные факторы риска для одаренных подростков, обучающихся в общеобразовательной непрофильной школе, главные из которых -несовпадение психолого-педагогических критериев одаренности и критериев академической успеваемости; неадекватные по сложности и темпу содержание и формы обучения и связанное с ними переживание школьной скуки, негативно влияющее на дальнейшее обучение; отсутствие у одаренных школьников (особенно в средней школе) личностных мотивов обучения.

Изучение специфики игры детей с разным уровнем умственного развития показало, что высокий уровень развития интеллекта старших дошкольников не связан напрямую с высоким уровнем коллективной сюжетно-ролевой игры и часто сопряжен с отставанием в развитии ведущей деятельности дошкольного возраста – ролевой игры. Очевидно, что отставание в развитии ролевой игры у детей с высоким уровнем когнитивного развития необходимо компенсировать еще в дошкольном возрасте в игровых группах под руководством опытных специалистов.

В эмпирическом исследовании изучены мотивационные установки учащихся старшего подросткового возраста с различным уровнем общего интеллектуального развития. Полученные результаты свидетельствуют о более осознанном выборе профессии одаренными старшеклассниками, которые в большей степени ориентированы на успех, на учебную деятельность, чем подростки с интеллектом на уровне нормы.

Исследование особенностей структуры ролевой идентичности одаренных подростков позволяет рассмотреть цифровые технологии как новый вариант опосредствования, сочетающее в себе орудийные и знаковые признаки. Как орудия они направлены на внешние события, свойства и признаки ситуации. Как знаки ИКТ направлены на высшие психологические функции (внимание, память, воля, мышление), опосредствуя эти функции и мобилизуя их на управление самой ситуацией. Выступая в функции знака, ИКТ создают предпосылки для развития коммуникации, понимания, взаимопонимания участников, что способствует возникновению рефлексии в отношении оснований их собственных действий в социальной ситуации. Взгляд на ИКТ как на новый инструмент опосредствования действий участников в социальной ситуации открывает принципиально новые возможности для проектирования эффективных систем организации обучения – в том числе для одаренных подростков.

Выявление связи между характером детско-родительских отношений и степенью риска развития аддиктивного поведения у подростков показывает, что подростки из экспериментальной группы, в отличие от подростков из контрольной группы, имеют более позитивное отношение к употреблению наркотических веществ. У этих подростков существенно чаще преобладают качества, свидетельствующие об их направленности к употреблению алкоголя, что значительно увеличивает риск развития алкогольной зависимости. Кроме того, в исследовании выявлены конкретные особенности детско-родительских отношений, тесно связанные со степенью склонности подростков к химической зависимости.

Изучение связи уровней интеллекта и морально – нравственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показало, что чем выше уровень интеллекта ребенка, тем выше у него уровень развития морально-нравственных суждений. При этом дети этой группы четко различают умышленный обман и просто неправдивость данных и преимущественно ориентируются в оценке содержания лжи на ее цель и значимость. Предварительные данные показывают, что часть детей с высоким уровнем умственного развития статистически чаше прибегают ко лжи, чем дети с низким уровнем умственного развития.

Рассматривались реальные условия, способствующие интеллектуально-личностному развитию и социализации детей раннего возраста в рамках особой образовательной среды, основанной на идеях Ф. Дольто («Московский зеленый дом»). В предварительных исследованиях обнаружилось, что дети раннего возраста, находясь в специально организованной развивающей среде, приобретают уверенность по отношению к внешнему миру, легче и без травмирующих последствий переносят разлуку с близкими взрослыми, учатся эффективно контролировать свое поведение. В то же время родители, наблюдая за поведением своего ребенка в коллективе, углубляют понимание собственного ребенка и расширяют репертуар способов взаимодействия с ним.

Результаты научных исследований, полученные впервые в 2013 году

В 2013 году на кафедре выполнялась научно-исследовательская работа «Психологические особенности современного подростка».

Выделены следующие общие качества ценностных ориентиров современных подростков:

Современным подросткам вне зависимости от пола и типа учебного заведения (светская или православная школа) свойственна размытость нравственных ориентиров, которая проявляется в оценке ценности человеческой жизни, физического, психологического и духовного здоровья, семьи, законности поведения, смысла существования. Вероятно, эта особенность связана с переломным характером подросткового возраста и с отсутствием единства в представлениях о ценностях в современном российском обществе.

В структуре ценностно-мотивационной сферы у современных подростков преобладают статусные и потребительские ценности. Это качество отмечено и у светских, и у православных подростков, хотя у первых оно выражено в виде ценности материального достатка, красивой и беззаботной жизни, карьерных достижений, а у вторых – также в виде совершения ярких «благородных» поступков. Подростки имеют ценность выделяться из своего окружения особыми достижениями, указывающими на их высокий статус по сравнению с референтным большинством. Мы полагаем, что это связано как с возрастной потребностью в самопрезентации и признании у ровесников, так и с существующим в современной России культом внешне измеряемого успеха.

У современных подростков выявлено стремление к легкой и беззаботной жизни, острым и непрерывно меняющимся ощущениям (в том числе, экстремальным, опасным, приводящим к измененным состояниям сознания), желание немедленного удовлетворения собственных потребностей, нежелание подростков принимать на себя ответственность за события своей жизни. В античной драматургии было понятие «Deusexmachina» («Бог из машины») – неожиданная развязка проблемной ситуации с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора; обычно это обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов и решающего проблемы героев. Аналогичным образом подростки ожидают чудесных путей достижения своих завышенных, примитивно-гедонистических целей, что может оцениваться как показатель нравственного снижения.

Для современных подростков свойственна высокая ценность физического здоровья, движения и свободного владения телом как одной из ключевых характеристик в целом туманно ими понимаемой полноценной жизни - при осознании того, что духовное развитие и самоанализ скорее тормозятся, чем стимулируются здоровьем, активностью, общением, популярностью и социальным успехом. Вероятно, это связано и с особым вниманием к телу на этом возрастном этапе, и с развитием рефлексии.

Существует тенденция, особенно выраженная у светских подростков, к восприятию особой, превосходящей все остальные, ценности собственной личности и ее неприкосновенности, вплоть до вседозволенности. Для светских подростков также характерна нереалистичная идеализация себя и своих будущих жизни и карьеры, в большей степени выраженное у юношей, чем у девушек. Вероятно, это одно из проявлений направленности подростков в будущее и их личностного эгоцентризма с идеализацией себя.

Существуют гендерные различия в ценностях подростков: девушки в большей степени нацелены на семейное и личное благополучие, а юноши – на социальное и финансовое преуспевание. Для девушек также более значимо получение образования и желание доминировать в семье и в карьере, а для юношей – достижение социального успеха фактически любой ценой, в том числе, иждивенческой позицией (удачным браком и т.п.). На наш взгляд, это одно из проявлений кризиса традиционных гендерных стереотипов и ролей.

Альтруистические ценности активизируются у подростков при столкновении с ситуацией очевидного избытка ресурсов или очевидного их недостатка. Это качество свойственно и светским, и православным подросткам, но у первых оно выражено в большей мере. Православные подростки продемонстрировали большую выраженность духовных ценностей, альтруизма, ориентации на православные ценности, и их большую осознанность. Вместе с тем, православные подростки в ряде случаев продемонстрировали, что они скорее формально знают, чем фактически руководствуются религиозными ценностями; в большей мере готовы отказаться от самостоятельных решений, чем светские подростки; не заинтересованы в построении карьеры и получении образования. Можно предположить, что это проявление не столько истинного игнорирования «мирского» успеха, сколько наивности и незрелости.

Существуют некоторые особенности интернет-пространства, способные выступать в качестве фактора формирования виртуальной зависимости у подростков. Эти особенности связаны с легкостью и доступностью для каждого пользователя моделирования практически любого собственного образа в социальной сети и пространстве интернета, что может использоваться подростками для создания «компенсаторного» образа себя, самопрезентации и самопознания (за счет обратной связи от других пользователей социальной сети); - спецификой виртуального общения: оно лишено невербальной стороны (интонаций, мимики, пантомимики и прочее) и иначе инициируется, чем непосредственное общение – это позволяет подросткам, испытывающим трудности с коммуникацией, формировать круг общения в социальной сети и реализовывать потребность в общении и принятии со стороны сверстников; возможностями группирования в социальных сетях; сравнительной конфиденциальностью общения, возможностью отчасти или полностью скрыть содержание и даже факт общения с определенным сверстником / сверстниками от родителей; наличием определенных возможностей для самопрезентации, презентации собственного творчества (фото, рассказов, стихов, рисунков) и событий своей жизни (встреч, достижений, провалов), которые благодаря возможностям социальных сетей могут преподноситься и всерьез, и с иронией, реальной или показной (смайлы, шрифты, типичные интернет-шутки). Это позволяет, видимо, показывать себя, не показывая в полной мере своей реакции на оценку окружающих; определенным атрибутивным показателем подростничества: социальные сети – как бы «норма» для подростков, и наличие своего аккаунта – тоже «норма». Техническая и психологическая легкость и доступность менее проблематичного общения и самопрезентации в виртуальном мире, чем в реальном, могут стать факторами формирования виртуальной зависимости у подростов.

Характеристика психологических защит в определенной степени согласуется с уже имеющимися данными о механизмах психологических защит у подростков, проведенными российскими учеными в 2005-2009 гг . Однако заметна динамика «взросления» превалирующих защитных механизмов. Возможно, это связано с растущими социальными и профессиональными требованиями в современном обществе и одновременно с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Так, происходит снижение воспитательной роли семьи, рост числа неполных семей, утрата согласованности действий родителей и внимания к детям (хотя одновременно наблюдаются и тенденции к детоцентризму, а отсюда – к растущему подростковому эгоцентризму), ухудшение положения семей со средним достатком, что вызывает ощущение нестабильности и растерянности, озабоченность поиском своей ниши в новой общественно-экономической структуре. К этому прибавляются растущие требования образовательной системы и рынка труда во всех профессиональных областях.

Нужно подчеркнуть, что современные подростки особо подвергаются угрозе социальной дезадаптации, профессиональной дезориентации, а также росту асоциальных проявлений. В связи с этим в современных условиях представляется необходимой разработка развивающей психологической среды. Этому будет способствовать более активная разработка и реализация в учебных заведениях различных психокоррекционных и психотерапевтических программ, специфичных для старшей подростковой группы (в том числе с акцентом на проблемах категории старших подростков мужского пола) и направленных на повышение стрессоустойчивости, развитие коммуникационных умений, социального взаимодействия и взаимопонимания. При этом необходимо уделять равное внимание как коррекции личностно-характерологических особенностей, так и получению знаний о нормах социального взаимодействия наряду с развитием навыков их применения у подростков. Следует особо подчеркнуть в этой деятельности роль учебных, воспитательных учреждений, учреждений дополнительного образования, психологов, педагогов, социальных работников. Как показывают исследования, современным подросткам характерно все большее дистанцирование от решения проблем с участием поддержки семьи, в связи с чем они ищут, но чаще всего не находят поддержку в социуме.

Подростки группы риска обнаруживают наличие комплекса проблем эмоционального, мотивационного, когнитивного и поведенческого характера, которые ярко проявляются не только в особенностях их учебной деятельности, но и в процессах самопознания и самоопределения. Тем самым, они хронически неуспешны как в выполнении основного общественного требования к ним (обучении), так и в решении задач личностного развития.

В межличностных отношениях современных подростков особая роль принадлежит сексуальным отношениям, которые воспринимаются подростками как престижные, свидетельствующие о взрослости, не связанные с психологической близостью с партнером. Зачастую сексуальные отношения подростков представляют собой форму избавления от негативных переживаний и имеют несексуальную природу. Наблюдаются признаки инверсии гендерных ролей у современных подростков: юноши демонстрируют меньшую степень взрослости и зрелости психологических защит, чем девушки, большую подверженность депрессивным состояниям вследствие стресса, большую необходимость в поддержке. Девушки проявляют более высокий уровень зрелости, более активную позицию и уверенность в преодолении трудностей. Вероятно, это следствие ослабления поляризации женских и мужских ролей в обществе.

У современных российских подростков и молодежи представления о «мужественности» и «женственности» претерпевают изменения. В представлениях о мужественности включаются традиционно фемининные характеристики (любовь к детям, умение уступать, теплота, сердечность, привлекательность, разрешение конфликтов путем переговоров и др.), а в представление о женственности – маскулинные (уверенность, личностная сила, собственная позиция, лидерство, инициативность, профессиональные достижения и др.).

В подростковом возрасте выявлены две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы). Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Скрытая акцентуация отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Однако черты этого типа ярко выступают под воздействием некоторых стрессовых ситуаций (например, экзамены, рубежный и итоговый контроль и др.). Необходимо проводить коррекционно-развивающую работу и выявлять внутренние причины трудностей в эмоциональной сфере, которые могут быть связаны с акцентуацией личности, а не только ориентироваться на внешние проявления в поведении подростков. Результаты исследования могут быть использованы для решения проблем, связанных с изучением вариантов развития ребенка в современных социокультурных условиях.

Установлено, что современные дети и подростки из провинции и мегаполиса имеет характерные особенности и отличия. Прежде всего, это обнаруживается в родительском отношении к процессу развития и стратегиях, задающих структуру времени ребенка.

Выявлена связь между негативной позицией подростка в группе и его вероятными суицидальными тенденциями, что позволяет целенаправленно осуществлять диагностическую и профилактическую работу с подростками «группы риска».

Показано, что процесс становления профессиональной идентичности - длительный процесс. Его смысл заключается в поиске человеком своей профессии и себя в профессии, а также в определении собственной профессиональной роли, осознании профессиональной перспективы и ее достижении. Профессиональное самоопределение – важное новообразование старшего школьного возраста. Целью профессионального самоопределения является поэтапное формирование внутренней готовности учащегося к самостоятельному выбору профессии и реализации себя в трудовой деятельности. Помимо интереса к определенному виду деятельности, потребностью в самоактуализации и самовыражении, выбор профессии во многом определяется особенностями черт характера индивида. Согласно модели Холланда, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят от того, насколько тип личности соответствует типу профессиональной среды. Эффективная профориентационная деятельность возможна лишь в случае учета личностных особенностей учащихся старших классов, а также включения в арсенал школьного психолога различных форм развивающей работы, что поможет школьному психологу более продуктивно осуществлять помощь учащимся в процессе личностного и профессионального самоопределения.


Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 312

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (495) 632-90-66

Контактные лица кафедры: Бушмина Ольга Александровнаспециалист по учебно-методической работе; bushminaoa@mgppu.ru