Анна Михайловна Щербакова

Анна Михайловна Щербакова

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии

ученая степень: кандидат педагогических наук (научная специальность 13.00.03 Коррекционная педагогика (1994)

ученое звание: старший научный сотрудник (1996)

уровень образования: высшее, МГПИ им. В.И. Ленина, диплом с отличием

наименование направления подготовки и (или) специальности: Дефектология

квалификация: Олигофренопедагог. Логопед

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  1. Профессиональная переподготовка по программе «Экзистенциальный анализ и логотерапия» с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования в направлении Экзистенциальный анализ и логотерапия – 720 часов, 2020
  2. «Экзистенциально-аналитическая арт-терапия» - 40 часов, 2018
  3. Обучающий семинар «Терапия пустого усилия» В.М.Бурно – 9 часов. Профессиональное медицинское объединение психотерапевтов, психологов и социальных работников, 25.12.2015
  4. Международный обучающий семинар «Теория смыслов» - 20 часов, 12.02.2015-15.02.2015
  5. «Основы психодинамического подхода в реабилитации лиц с психическими заболеваниями» (10-13 декабря 2013, 36 час.), МГППУ / “Grundlagen der psychodynamisch orientierten Rehabilitation und Therapie psychisch Kranker”, Deutsche Akademie fur Psychoanalyse (DAP)
  6. «Теоретические и практические основы медико-психологического сотрудничества» (144 час.) на базе ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России с 01.12.2011 по 28.12.2011
  7. «Психолого-педагогическая реабилитация детей с особыми образовательными потребностями в регионе с условиями экстремального проживания» (40 час.) на базе Камчатского института повышения квалификации с 31.10.10 по 07.11.10
  8. Краткосрочное повышение квалификации «Психологическая реабилитация соматических больных» (18 час.) по программе Международного семинара на базе МГППУ с 13.04.2010 по 15.04.2010
  9. Профессиональная переподготовка по программе «Клиническая психология (патопсихологическая диагностика в клинике, образовательных и воспитательных учреждениях)» - 512 часов, 2009
  10. «Комплексная реабилитация инвалидов» (72 час.) на базе ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Альбрехта Росздрава» с 09.06. по 20.06.2009
  11. «Психотерапия» (144 час.) на базе ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава» с 12.03. по 07.04.2007

международные стажировки по проблеме психологической реабилитации:

  1. «Реабилитационная психология» (с 05.11.07 по 13.11.07, 72 час.) на базе реабилитационного центра госпиталя Левинштайн (Израиль)
  2. «Психологическая реабилитация больных с хроническими соматическими заболеваниями. Профессиональная подготовка психологов-реабилитологов» (с 19.10.08 по 26.10.08, 32 час.) на базе кафедры Реабилитационной психологии и психотерапии Института психологии Университета Альберта Людвига (Фрайбург, Германия)

общий стаж работы: 40 лет

стаж работы по специальности: 40 лет

достижения и поощрения:

  • Почетный знак «Золотая Ψ» (2017)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2012)
  • Медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)

Читаемые дисциплины:

  • Реабилитационная психология
  • Психология социального сиротства
  • Психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Социально-творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологии и методы психологической реабилитации
  • Психология лиц с интеллектуальными нарушениями
  • Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Читаемые разделы модулей магистерских программ:

  • Современные проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Концепции психологической устойчивости
  • Оценка психологического реабилитационного потенциала
  • Арт-терапия в работе с детьми с хроническими соматическими заболеваниями
  • Практики реабилитационной работы и коррекционной педагогики (деятельностный подход)
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Проблемы интеграции в социум детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью

Осуществляет научное руководство аспирантскими, магистерскими и студенческими работами

Разработала и реализует программы дополнительного профессионального образования «Артпедагогика и арттерапия в работе с детьми с ОВЗ»; «Пути и способы психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями развития».

 сфера научных интересов:

  1. психолого-педагогические аспекты реабилитации и коррекции детей с нарушениями развития, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. проблемы психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях;
  3. экзистенциальные подходы в психологической реабилитации.

Член редколлегий журналов «Клиническая и специальная психология», «Вопросы психического здоровья детей подростков»

Член рабочей группы по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы (профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»)

Член рабочей группы по разработке методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части социально-реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью

Координатор (2007-2009) направления «Психологическая реабилитация» в рамках Национального инновационного проекта Образование. Разработала специализацию «Психологическая реабилитация и коррекция», создала кафедру психологической реабилитации (в настоящее время преобразована в кафедру специальной психологии и реабилитологии). Разработчик и руководитель магистерской программы «Психологическая реабилитация в социальной сфере».

Инициатор и организатор международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2011, 2013), результаты работы которых открыли новые перспективы в становлении и реализации психологической реабилитации

Научный руководитель коллектива молодых ученых, ставшего победителем отборочного тура Всероссийского конкурса инновационных проектов в области социально-гуманитарных наук (проект «Проблема отношения подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к своему заболеванию в контексте качества жизни» (2012)

С 1997 по настоящее время - член Ассоциации детских психиатров и психологов; с 2000 по настоящее время - член оргкомитета и жюри фестиваля особых театров «Протеатр»

основные публикации: автор более 100 научных, научно-методических и научно-популярных публикаций, среди которых:

  1. Щербакова А.М. Концептуально-институциональные основы профессиональной идентификации психологов-реабилитологов (на примере разработки магистерской программы по направлению «Психологическая реабилитация в социальной сфере») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 1–17.
  2. Щербакова А.М., Федорова А.И. Сравнительное исследование отношения к различным группам людей с ограниченными возможностями здоровья в России и Израиле // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Том 18. – № 1. – С. 4–13.
  3. Щербакова А.М. Отношение старших сиблингов к нарушению в развитии их братьев и сестер / Семья в современном мире: трансформация психотерапии. Материалы научно – практической конференции. Москва, НИУ ВШЭ, 28 – 29 сентября 2019 г. / науч. ред. Е.Ю. Чеботарева, И. Честнова, И. Знаменская. – Москва: РУДН, 2019. - 221 с. С.202-209.
  4. Щербакова А.М. Образ умственно отсталого – от мифологизации до отвержения / Пролегомены. Труды научного семинара «Теоретические проблемы клинической психологии» / под ред. Я.М. Бухарева, Д.Г. Литинской, А.Ю. Шеманова. М.: Левъ, 2019 №1 (6). – 216 с. – С. 94-113.
  5. Щербакова А.М. Личностные основания формирования финансовой грамотности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Проблема «свобода vs. ответственность» в философско-богословском и психологическом дискурсах современности: сб. статей / отв. Ред. С.Л.Катречко. – М.: Летний сад,  2019. - 192  с. С. 168-178.
  6. Щербакова А.М., Барсукова О. В. Особенности картины мира у детей с различными вариантами нарушенного развития / Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках: Материалы XIX Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 13‑17 ноября 2018 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 ч. Ч. 1. М.: Левъ, 2018. – 504 с. – С. 360-367.
  7. Щербакова А.М. Реабилитационный эффект программы Therapeutic Recreation для её участников, перенесших онкологические и гематологические заболевания // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018 (18). – № 3. – С.62-75.
  8. Щербакова А.М. Совместная лепка как способ найти взаимопонимание с ребёнком // «Искусство в школе»: общественно-педагогический и научно-методический журнал. 2018. – № 4. – С. 62
  9. Щербакова А.М. Представления о семье и родительской роли взрослого у детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях: проблема и пути решения/ Формирование представлений о семье и семейных отношениях в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Серия «Ребенок без семьи». – М.: ОПОРА, 2011.
  10. Щербакова А.М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью – от концепции к технологии / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.67-75.
  11. Щербакова А.М., Шехорина А.В. Факторы, определяющие психологическую устойчивость в трудных жизненных ситуациях / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.53-55.
  12. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5.

сведения о публикационной активности:

SPIN РИНЦ: 538875

​Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора 

публикации в РИНЦ

выступления в СМИ

«Ленивых детей не бывает»(09.09.2019)

«Тем временем» с Александром Архангельским(23.05.2016

«Один из десяти. Что показывают исследования жизнестойкости детей-сирот» (04.06.2015)


Телефон:   +7 (499) 975-56-29

E-mail:   scherbakovaam@mgppu.ru
  psy-rehab@yandex.ru

Контакты

Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6 стр. 1, каб. 308

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (499) 975-56-29

E-mail:  KurtanovaYuE@mgppu.ru (заведующая кафедрой), yakovlevamm@mgppu.ru (специалист по учебно-методической работе кафедры Яковлева Марина Максимовна)