Марина Валерьевна Ермолаева

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.
Уровень образование: высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова (1975)
Квалификация: психолог, преподаватель психологии
Наименования направления подготовки и (или) специальности: психология
Ученая степень: доктор психологических наук
Ученое звание: профессор
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
"Современные инновационные подходы в теории и методике преподавания в образовательных организациях высшего образования в условиях реализации ФГОС ВО) (ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет", 2021, 72 часа);
"Цифровая трансформация образования" (2022, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 41 час).
Общий стаж работы: 45 лет
Стаж работы по специальности: 45 лет
Сфера научных интересов: психология развития взрослого человека, геронтопсихология, психологические проблемы андрагогики и геронтогогики, становление субъектности на протяжении жизненного пути человека, психологические основы развитие личности в высшей школе, психология здоровья, психология искусства, психология управления и делового общения.
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины и разделы модулей: "Методический семинар "Современные принципы сбора и обработки экспериментальных данных", "Методический семинар "Специфика представления результатов исследования в системе образования", "Методический семинар "Современные подходы к формированию программ психолого-педагогического сопровождения"
Автор более 280 научных публикаций, в том числе 26 книг.
Основные публикации:
Автор более 280 научных публикаций, в том числе 26 книг: «Психологическая подготовка легкоатлетов» (1992); «Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста» (1996); «Психолого-педагогическая практика в системе образования» (1998); «Психология развивающейся и коррекционной работы с дошкольниками» (1998 - 3 изд.); «Психология развития» (2000 – 4 изд.); «Практическая психология детского творчества» (2001- 3 изд.); «Практическая психология старости» (2002); «Психологическая карта дошкольника (готовность к школе)» (2002); «Основы возрастной психологии и акмеологии» (2003 – 2 изд.); «Психология зрелого и позднего возрастов» (2004); «Субъектный подход в психологии развития взрослого человека» (2006); «Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников» (2006 - 2 изд.); «Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей» (2007); «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников» (2008 - 2 изд.); «Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека» (2011); «Psychological Training of Athletes: a Russian Perspective» (USA, 2012); «Развитие как дар. Младенчество» (2013); «Развитие как овладение. Ранний возраст» (2014); «У колыбели родительства. Психология пренатального (предшествующего рождению) периода» (2014); «Тетрадь психологической диагностики дошкольника (готовность к школе)» (2016); «Практическая психология и профилактика старения» (2019); «Практическая психология и профилактика старения» (2019); «Противостояние профессиональному выгоранию в работе менеджера» (2019); «Типологический подход к проблеме ведения переговоров» (2020), «Компетенции участников проектной команды» (2020, в соавт.), «Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения» (2022, в соавт.).
За последние 5 лет опубликовано более 80 научных и учебно-методических трудов. Среди них наиболее значимые публикации в журналах из перечня ВАК:
- Представления студентов об индивидуальном здоровье на протяжении жизни (в соавт.) // Психолого-педагогические исследования – 2018 - № 1. – с. 42 – 50.
- Психотерапевтическое значение катарсиса трагического (в соавт.) // Консультативная психология и психотерапия, 2018, том 26, №1. – с. 35-52.
- Факторы индивидуального здоровья в студенческих представлениях (в соавт.) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2018-№1 (49). – с. 46-54. Эвдемонический подход к катарсису трагического в живописи (в соавт.) // Психологические исследования.- 2018 – Том 11 - № 59
- Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиции субъектного подхода (в соавт.) // Психолого-педагогические исследования – 2018 - № 3. – с. 148 – 159.
- Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования (в соавт.) // Психологическая наука и образование – 2019 - №1 – С. 80-88.
- Идентификация категории «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях (в соавт.) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2019-№1 (53). – с. 110-118.
- Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович (в соавт.) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 13. № 2. С. 79–84.
- Виды катарсиса при восприятии произведений живописи (в соавт.) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 14. № 3. С. 125–132.
- Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №1, с. 51 – 62.
- Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре (в соавт.) // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №2, с. 33 – 43.
- Клинико-психологическая характеристика и экзистенциальная сущность «флорентийского синдрома» // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 25–41.
- Оценка личностных образовательных результатов студентов в процессе обучения в магистратуре (в соавт.). Вопросы образования. 2020. № 4. С. 193-206.
- Психологический капитал организации в контексте ресурсного и социально-психологического подходов (в соавт.) // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. С. 59–70.
- Экспериментальное формирование понимания подростками образа человека в художественной фотографии (в соавт.) // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 93–101.
- Экзистенциальные основания клинико-психологической картины трагедии нашего времени (в соавт.) // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 132–149.
- Инновационное сознание управленческих кадров: возможности психологической оценки (в соавт.) // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 4. С. 97-105.
- Особенности ролевого и инновационного поведения в связи с наличием опыта работы (в соавт.) // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 4. С. 99–126.
Телефон: | +7 (495) 632-94-33 |
E-mail: | kafedra_unesco@mgppu.ru |