Виктор Зарецкий выступил на вебинаре «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»

Новость

очередное заседание совместного вебинара

20 мая состоялось очередное заседание совместного вебинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление», организованного МГППУ и Институтом образования ВШЭ. Тема заседания: «Рефлексивно-деятельностный подход в оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей».

Спикер: Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Индивидуальная и групповая психотерапия» факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.

Виктор Кириллович поделился со слушателями своим более чем двадцатилетним опытом разработки и реализации рефлексивно-деятельностного подхода в образовании. Изначально рефлексивно-деятельностный подход разрабатывался при проведении исследований на материале решения творческих задач. Было выявлено, что решающую роль в процессе решения творческой задачи играет рефлексия как процесс осознания и преодоления неадекватных способов действий. Переосмысление опыта, полученного на материале решения творческих задач, привело к идее рассматривать процесс преодоления учебной трудности.

Главным основанием идеи было то, как при решении творческой задачи, так и в процессе преодоления учебной трудности, человек оказывается в ситуации необходимости смены способов действия, изменения чего-то в себе, преодоления себя. Процесс оказания помощи в ситуации учебных трудностей строился таким образом, чтобы ученик сам становился субъектом преодоления своих трудностей, с помощью педагога осуществлял деятельность по преодолению учебных трудностей и ее рефлексию, в процессе которой осознавал неадекватность или недостаточность своих способов и перестраивал их.

Педагоги, владеющие рефлексивно-деятельностной технологией, помогали обучающимся справиться с учебными трудностями в ситуациях, когда учителя и сами обучающиеся теряли всякую надежду. Преодолевая учебные трудности, такие обучающиеся в последующем успешно оканчивали школу и продолжали свое профессиональное образование.

Главная мысль, которую на протяжении всего вебинара развивал Виктор Зарецкий, состояла в том, что трудности в обучении – это нормальное и даже необходимое явление, это начало развития, а помочь развитию призван педагог, владеющий средствами организации учебной деятельности обучающихся как субъектной, рефлексивной деятельности.

Презентация.

В работе вебинара приняли участие более 100 слушателей из научных и образовательных учреждений.

Руководители семинара:

Аркадий Аронович Марголис, ректор МГППУ, кандидат психологических наук,

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук,

Евгений Иванович Исаев, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, доктор психологических наук, профессор,

Марина Александровна Пинская, ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук.

Подробнее о семинаре:

  • на сайте Института образования НИУ ВШЭ
  • на сайте МГППУ

Источники: Факультет "Психология образования", Факультет "Консультативная и клиническая психология"

Связанное событие: Семинар "Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление"