Руководитель и студентка магистратуры МГППУ «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация» выступили в качестве экспертов по психологической работе с детьми в кросс-культурном контексте

Новость

Руководитель и студентка магистратуры МГППУ «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация» выступили в качестве экспертов по психологической работе с детьми в кросс-культурном контексте

2 февраля в рамках работы первого практического фестиваля по детской психологии «Расширяя возможности» в Москве была организована дискуссионная площадка «Психологическая работа с детьми и родителями в кросс-культурном контексте». Руководитель магистерской программы МГППУ «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация» ОЛЬГА ПАВЛОВА и магистрант ЕКАТЕРИНА ВЕРЧЕНОВА приняли участие в качестве экспертов в работе данной дискуссионной площадки для психологов-практиков. Важно отметить, что Екатерина Верченова является председателем оргкомитета фестиваля.  

В современной зарубежной и отечественной психологии учет культурной специфики клиента является важнейшим аспектом достижения эффективности консультирования. Кросс-культурные технологии психологического консультирования изучаются студентами двух магистерских программ, реализуемых на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ: «Практическая этнопсихология» и «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация».

В ходе дискуссионной площадки обсудили следующие вопросы:

  • Почему так важно понимать принципы психологической работы с семьей в кросс-культурном контексте?
  • Есть ли различия в семейной системе ценностей и моделях воспитания в разных культурах?
  • На какие особенности воспитания и построения отношений между ребенком и родителем стоит обратить внимание психологу, работающему с мусульманской семьей? В чем принципиальное отличие? Есть ли такие особенности в еврейских и китайских/европейских семьях?
  • Многие специалисты отмечают, что контакт, как правило, легче устанавливать, если ребенок, родитель и психолог близки по взглядам, экономическому статусу, полу и т.д. Верно ли утверждать это и в отношении культурной принадлежности? Что делать психологу другой культурной принадлежности, вынужденному работать с мусульманскими, еврейскими, китайскими или европейскими семьями?
  • Если психолог работает с семьями из разных стран, возможно ли возникновение стереотипов? Как с этим справиться?
  • Существуют ли универсальные техники, методы и направления, которые можно применить в работе с различными семьями?
  • Зачастую, работая с семьями в кросс-культурном контексте, мы можем столкнуться с табуированными темами, о которых не принято говорить или упоминать. Какие темы в работе с семьей не стоит поднимать в контексте ислама?
  • Насколько известно, в некоторых восточных культурах табуирована тема злости на родителей. Как быть в этой ситуации и работать над темой агрессии ребенка?
  • В каждой культуре по-разному относятся к системе наказания и похвалы. Какие существуют культурные особенности?
  • Есть ли различия к предъявляемым со стороны родителей требованиям к ребенку?
  • Влияет ли пол психолога на установление контакта с одним из родителей?
  • Есть ли какие-то требования к специалисту в работе с семьями: язык, внешний вид, опыт работы?

Данная тематика вызвала большой интерес специалистов. Было задано много вопросов, обсуждались возможности получения специального образования в этой сфере. Эту возможность предоставляют две магистерские программы МГППУ:

 

Источники: Факультет "Социальная психология", Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Магистерская программа «Психология Востока»