И.В. Дубровина: Психологический аспект феномена «личностные результаты образования»
СМИ о нас
Ирина Владимировна Дубровина, главный научный сотрудник Психологического института РАО, профессор кафедры «Педагогическая психология им. профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ опубликовала в «Психологической газете» научную статью по проблеме воспитания, культурного развития личности растущего человека. Приводим выдержки из опубликованного.
Известно, что становление человека как человека начинается с первых минут жизни, идет вместе с его психическим, физическим, личностным развитием на протяжении дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности и осуществляется в социальных институтах, главные из которых – семья, детский сад, школа. Именно школа «выпускает» молодых людей в самостоятельную жизнь. В вузы, на работу в различные учреждения, в армию, в загсы приходят выпускники школ – молодые люди с уже сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, уровнем общей и психологической культуры личности, представлениями о смысле жизни и пр. Поэтому школа наряду с семьей несет ответственность за молодое поколение страны.
Система образования после весьма долгого перерыва снова обратила внимание на важность проблемы воспитания молодого поколения и сложность ее решения в современных социокультурных условиях. В стандартах школьного образования обозначены качества личности школьников, которые должны быть сформированы в процессе обучения:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- освоение социальных норм и правил поведения;
- развитие морального сознания;
- развитие коммуникативной компетентности и др.
Развитие этих качеств определено как суть центральной линии развития школьника – освоение им предметного мира и мира отношений с социальной действительностью, с окружающими его людьми, со своим собственным внутренним миром. Как необходимое достижение образования, которое обусловливает культурное развитие личности учащихся, заинтересованность в получении знаний, активное сопротивление нравственному цинизму, нарушению социальных норм поведения, неуважению людей и др.
Культура и образование
Культура и образование взаимосвязаны (во всяком случае, так должно быть): культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает ее из века в век, обогащая и совершенствуя ее, внося свой вклад в развитие накопленной и наследуемой материальной и духовной культуры. Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития, задают ту или иную направленность его сознания, ценностей, поведения.
Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения растущего человека к культуре и формирования его мировоззрения в контексте этой культуры. Культура, ориентированная на развитие созидательных начал в человеке, на приобретение им нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе, «как бы предоставляет человеку инструментарий, соответствующее материальное оснащение и духовное оборудование для его поведения и деятельности», – замечает В.П. Зинченко.
Однако, передача культурного, духовного наследия от одного поколения к другому не осуществляется автоматически. Школьное образование по своей сути призвано помогать ученику войти в мир культуры, постепенно раскрывая ему смысл бытия человека в мире через понимание характера и способов его гуманистического взаимодействия с этим миром.
Обучение и воспитание
Л.С. Выготский обосновал положение о том, что обучение, и воспитание ведут за собою психическое развитие ребенка. При этом, обучение направлено, прежде всего, на развитие того, что дала человеку природа, что уже присуще индивиду, – на развитие его потенциальных способностей, восприятия, мышления, речи, воображения и др. Воспитание же направлено на развитие «социальных начал» растущего человека, которых у него еще нет, но которые заложены в общественной среде – в нравственных нормах и нравственных качествах людей. «В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, – замечает Л.С. Выготский, – он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание … из человека как биотипа … формирует человека как социотипа».
Воспитание – это помощь растущему человеку в развитии его потенциальных возможностей, в развитии культуры его мышления и культуры чувств, культуры духовной жизни и культуры поведения, культуры взаимоотношений с разными людьми и пр. Именно «врастание» ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова». А потому «история культурного развития приводит нас вплотную к вопросам воспитания». Причем, «вхождение в культуру» растущего человека Л.С. Выготский во многом связывал с его эмоциональным развитием, подчеркивал, что всякое обучение возможно постольку, поскольку оно опирается на эмоциональный отклик ребенка.
Урок в контексте «воспитывающего обучения»
Если мы говорим о «воспитывающем обучении», то, очевидно, существует и «обучающее воспитание». Так, например, при воспитании коммуникативной компетентности подростков важно, чтобы они не только поняли смысл общения, суть коммуникативной деятельности. Важно не только помочь им воспитать необходимые для позитивного общения качества личности, но и научить их грамотно и культурно действовать в ситуации общения:
- уметь слышать собеседника, проявлять к нему уважение,
- проявлять интерес к обсуждаемым проблемам, мнению собеседника, не навязывать ему своих вкусов, привычек, проявлять деликатность,
- владеть развитой, грамматически правильной, логически выстроенной речью, культурными навыками ведения спора,
- уметь тактично ответить на «задевающие» реплики,
- уметь познакомиться с заинтересовавшим человеком,
- владеть культурными способами выражения чувства благодарности, симпатии, соболезнования, просьбы или предложения о помощи, несогласия и др.,
- уметь воспринимать как вербальную, так и невербальную речь, а теперь и аудиовизуальную информацию,
- культурно пользоваться мобильным телефоном, интернетом как средством общения и др.
Иными словами, достижение личностных образовательных результатов предполагает постоянное и повсеместное взаимопроникновение процессов обучения и воспитания. Однако эти процессы нередко рассматриваются и осуществляются отдельно друг от друга: разрабатываются стандарты обучения, проводятся воспитательные мероприятия. Каждое из них само по себе, наверное, полезно, но нередкое отсутствие взаимной связи между ними и их взаимообусловленности снижает эффективность их позитивного влияния на личностное развитие школьников, препятствует созданию в школе необходимой культурной образовательной среды.
Межличностное взаимодействие
Для психолога взаимодействие с учителями составляет одно из важнейших условий эффективности его работы. Успех этого взаимодействия зависит как от уровня доверия учителя психологу и как профессионалу и как человеку, так и от понимания психологом сути педагогической деятельности учителя. Причем сути его не только как преподавателя того или иного учебного предмета, а сути самого феномена «современный учитель», психологии, культуры человека, который в настоящее весьма непростое время осуществляет образовательный процесс.
Для психолога важно осознание того, что успешное решение сложных задач обучения и воспитания зависит от деятельности всего педагогического коллектива, от каждого учителя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Поэтому любые преобразования школы должны начинаться с укрепления позиции учителя. Именно учитель реализует то, что предусматривают новые образовательные инициативы, в том числе, и необходимые достижения личностных результатов образования.
Каждый учитель-предметник является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством в определенной области науки, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры и знания. Каждый урок является сложнейшим психолого-педагогическим и культурно-социологическим феноменом и моментом воспитания, если на нем в контексте изучения учебного материала происходит интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие двух личностей (несмотря на то, что в классе – 25–30 человек) – ученика и учителя. Позитивное взаимодействие учителя и ученика достигается при условии обоюдного доверия, желания и умения верить друг другу.
Каждый классный руководитель – не только учитель-предметник, но и посредник между обществом, с его социальными законами жизни, и школьником в освоении культуры общения, поведения, межличностного взаимодействия. Он обладает большими, не всегда, к сожалению, реализуемыми возможностями представлять и защищать интересы ученика как взрослеющего человека и формирующейся личности; создавать условия для раскрытия потенциальных способностей и развития позитивных особенностей каждого; для развития товарищеских отношений и межличностного «живого» общения учащихся, в том числе, отношений между мальчиками и девочками – важнейшего фактора их социализации; для доверительного, нерегламентированного общения учащихся со взрослыми, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. И др.
Психолог заинтересован в профессиональном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса по проблеме культурного развития учащихся как необходимого условия достижения личностных образовательных результатов, но не всегда умеет его организовать. Все еще не решена задача, которую в свое время сформулировал Л.С. Выготский: «Педагогическая психология становится чрезвычайно действенной наукой. Она не ограничивается чисто теоретическими задачами постигнуть и описать природу воспитания, открыть и формировать его законы. Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы».
Читать публикацию полностью на сайте «Психологической газеты»