Аспекты развития дошкольников обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»
Релиз
13 мая на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Аспекты развития дошкольников». Обсудили вопросы развития образно-пластического творчества дошкольников, возрастные возможности дошкольников ориентироваться на эмоциональное состояние другого и задачи социального развития.
Горшкова Елена Викторовна, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология», факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат педагогических наук, доцент, в своем докладе «Язык движений как средство развития творчества (дошкольный возраст)» рассказала историю создания методики развития творчества в танце у дошкольников: свой путь «от идеи до практики». Идея возникла еще на этапе написания дипломной работы в вузе, а далее был длительный путь в 40 лет. Изначально возникло понимание проблемы: нет образности в танцах, которые стандартно предлагаются дошкольникам, движения не связаны по смыслу.
Сейчас автором разработана система методических материалов, методическое пособие по развитию образно-пластической деятельности дошкольников и внедряется в практику сотрудников дошкольных учреждений. Елена Викторовна рассказала о трудностях, которые возникают на этапе внедрения методики в практику специалистов. Если специалист готовится только по литературе, то неизбежны моменты недопонимания и ошибки. Следовательно, необходима супервизия, курсы повышения квалификации.
После доклада участниками задавались вопросы, и состоялась дискуссия со слушателями вебинара. Как Выготский относился к балету? Подходят ли народные игры для развития образно-пластической деятельности? Как проводить диагностику образно-пластического творчества? Где была реализована программа на практике? Почему возникают трудности у практиков? Есть ли схожесть с вальдорфской системой?
Ягловская Елена Константиновна, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология», факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат психологических наук, выступила с докладом «К вопросу о понимании дошкольниками эмоциональных состояний другого человека». Второе исследование, о котором пошла речь, зародилось наоборот – «от практики к теории». В современной практике дошкольного образования для обучения распознаванию эмоций распространено использование картинок с изображениями мимики и ситуаций. Было проведено исследование, которое показало, что только к 5–6 годам большинство детей осознанно распознают и классифицируют эмоции по картинкам.
Какие же методы развития будут более продуктивными? – Практические, т.е. самостоятельно показать эмоцию и ситуацию, ее вызывающую.Например, в сюжетно-ролевой игре, а это ведущая деятельность дошкольника. Развитая способность распознавать эмоции свои и других людей помогает саморегуляции поведения – но только к 5–6 годам.
В дискуссионной части со зрителями обсудили вопросы субъективности интерпретаций эмоций по картинкам.
Статьи спикеров по теме мероприятия
- Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. 2018. № 2(84). – С. 4–13.
- Горшкова Е.В. Культурно-исторический подход к танцевальному творчеству дошкольников: проблемы и решения // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 4. C. 67–77. DOI:10.17759/chp.2023190407.
- Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет // Современное дошкольное образование. 2022. № 1(109). – С. 15–25. DOI:10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25.
- Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. 2019. № 6(96). – С. 24–35. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10056.
- Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет // Современное дошкольное образование. 2022. №3(111). – С. 36–45. DOI:10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45.
- Масалова В.С., Ягловская Е.К. К вопросу о понимании дошкольниками эмоциональных состояний другого человека // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. – С. 8–15. DOI:10.17759/bppe.2020170101.