Елена Викторовна Горшкова

доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования
ученая степень: кандидат педагогических наук (аспирантуру НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1989)
образование: факультет дошкольного воспитания МГПУ им. Ленина (МПГУ) (1983)
научные интересы:
- развитие движений у детей 2-7 лет, в том числе – моторное развитие
- освоение дошкольниками языка выразительных движений как средства невербального общения и образно-пластического творчества
- эмоционально-двигательная психотехника для детей
- развитие у детей музыкальных и танцевальных способностей
- Развитие движений у дошкольников
- Невербальные средства общения дошкольников
- Развитие моторики у дошкольников
- Физическое развитие дошкольников
- Эмоционально-двигательная психотехника для детей
- Практикум по возрастной психологии (до 2015 г.)
- История педагогики и образования
- Теории обучения и воспитания
- История педагогики России
- Двигательно-пластическая выразительность и её развитие в дошкольном детстве // Тезисы к конференции. СПб, 2004
- Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. 1999 . № 10. – С. 10 – 15. – URL:
- Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996. - С. 117 – 127. – URL:
- О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. Учебно-методическое пособие. М. : Дрофа, 2007. – 80 с. – URL:
- О некоторых условиях формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы. Ч. 1. М., 1988. – С. 306 – 308.
- О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987. – С. 51 – 55.
- О средствах развития образно-пластического творчества у дошкольников // Тезисы Международной научно-практической конференции «Педагогическое образования для XXI века». Ч.2. М., 1994.
- О формировании музыкально-двигательного творчества в танце // Дошкольное воспитание. № 12. 1991. – С. 47 – 55.
- Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества. Дисс. … канд. пед. наук (13.00.01). М., 1989. – 251 с.
- Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа. // Тезисы конференции. - М., 2004.
- Учимся танцевать. Путь к творчеству. М., 1993. - с. 203 с.
- Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2000. № 12. – С. 91 – 97. – URL:
- Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. М. 2011. №5. – 17-29.
- Наблюдение за невербальным поведением человека. Язык тела: Учебно-методическое пособие / Авт. и сост. Е.В.Горшкова, М. : ГОУ ВПО МГППУ, 2013 – 64 с. – URL:
- Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети в школу собирайтесь. М., 1996. – С. 64-88.
- Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний // Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. М., 1999. – С. 45 – 55. – URL:
- Развитие движений в дошкольном возрасте // Введение в дошкольную практическую психологи.. Пособие по спецкурсу / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. М.: МГППИ. – 1999 . – С.13 – 16.
- Развитие движений у дошкольников. Хрестоматия / Сост. Е.В.Горшкова. М.: МГППУ, 2008. – 441 с.
- Эффективность телесно-ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4-5 лет с признаками СДВГ // Психологическая наука и образование. 2008. №1. – С. 99-106 (в соавторстве с Е.В.Чернигиной). – URL:
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 312
график работы: пн.-пт., 10:00-18:00 (согласно расписанию)
Телефон: | +7 (495) 632-90-66 |