Как отличить ученика с аутизмом от простого хулигана и помочь ему адаптироваться
СМИ о нас
ФОТО: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая / Pedsovet.org
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) склонны игнорировать просьбы и указания, не соблюдать социальную дистанцию, нарушать правила. Поэтому учителя нередко воспринимают их поведение как «хулиганство». Не зная о диагнозе ребенка, они прибегают к традиционным дисциплинарным мерам: публичное порицание, «двойки», повышение голоса. Но это только усугубляет ситуацию. Сотрудники ФРЦ МГППУ кандидаты биологических наук Елизавета Давыдова и Денис Давыдов рассказывают как определить, что в классе ребенок с РАС и наладить с ним контакт.
Как понять, что у ученика РАС
В начальной школе поведение ребенка может казаться проявлением невоспитанности или намеренным хулиганством. Но от хулигана ребенка с РАС отличают особенности, которые можно обнаружить при внимательном наблюдении. Как правило, это:
Различные нарушения социального взаимодействия
- ребенок плохо понимает намерения окружающих, с трудом ориентируется в эмоциональных проявлениях других;
- не обращает внимания на реакцию на свои слова и поступки;
- не может общепринятым способом выразить свои желания и отношение к происходящему. Например, задает неуместные вопросы, высказывает замечания, которые задевают других людей;
- часто не понимает социальные роли: может общаться со взрослыми, как со сверстниками;
- испытывает трудности с инициированием общения, не может вежливо обратиться, попросить, что хочет, и при этом может сразу приступить к действиям – забрать что-то или начать что-то делать, не учитывая интересы других;
- не проявляет интереса к общению и игре, предпочитает заниматься чем-то один;
- понимает сказанное буквально, не различает намеков, иносказаний и метафор.
Повторяющееся и стереотипное поведение
Ребенок может:
- раскачиваться;
- взмахивать руками;
- повторять определенные слова или фразы;
- многократно выполнять одни и те же действия.
- предпочитать игры с повторяющимся сюжетом и не терпеть отклонений от «сценария».
Эти особенности усиливаются при волнении или усталости. Сверстники воспринимают их как странности, а дети с РАС привлекают повышенное внимание одноклассников.
Многие ошибочно считают характерной особенностью аутизма проблемное поведение, такое как:
- агрессия и самоагрессия;
- чрезмерная выраженность протестного поведения (крики, брань, разрушение собственности);
- категорический отказ от взаимодействия.
Эти проблемы нередки среди детей с РАС, но встречаются не у всех и выражены по-разному. Такое поведение свидетельствует о высоком уровне дискомфорта и требуют внимательного отношения и, по возможности, устранения причины. Запреты и наказания в этом случае малоэффективны и могут только усугубить ситуацию.