Вся психология в одном университете

Выставка научных трудов Виктора Александровича Гуружапова ко дню памяти ученого

Новость

2024-10-22 Выставка научных трудов Виктора Александровича Гуружапова ко дню памяти ученого

В читальном зале Фундаментальной библиотеки МГППУ на Сретенке открыта выставка памяти Виктора Александровича Гуружапова. На выставке представлена подборка научных трудов Виктора Александровича, оцифрованных и в бумажном виде.

Виктор Александрович Гуружапов (1 января 1948 – 22 октября 2019) – советский и российский психолог. Доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии образования и музейной педагогики.

С именем В.А. Гуружапова связано становление факультета «Психология образования» МГППУ и кафедры педагогической психологии. Ученик В.В. Давыдова и активный последователь идеи развивающего обучения. Член Общества психологов России, Федерации психологов образования России и Союза журналистов РФ, Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR), Международной ассоциации развивающего обучения.

Автор фундаментального учебника «Педагогическая психология» и научных трудов «Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики», «Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова».

Подборка научных трудов Виктора Александровича:

  1. Публикации Виктора Александровича Гуружапова на сайте Psyjournals https://psyjournals.ru/authors/1044
  2. Гуружапов В.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2022. – 493 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/509195
  3. Гуружапов В.А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста: [монография] / М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 240 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371714
  4. Гуружапов В.А. Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М.: Институт общей педагогической психологии АПН СССР, 1982. – 161 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=95357
  5. Гуружапов В.А. Проектирование и экспертиза современных образовательных технологий и сред: методические указания по дисциплине / М.: МГППУ, 2008. – 8 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=71543
  6. Гуружапов В.А. Проектирование и экспертиза современных образовательных технологий и сред: программа дисциплины / М.: МГППУ, 2008. – 13 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=71542
  7. Гуружапов В.А. Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса: методические указания / М.: МГППУ, 2008. – 9 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=67404
  8. Вопросы экспертизы образовательных технологий и сред: методическое пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий и сред / Сост. В.А. Гуружапов. – М.: Развивающее образование, 1999. – 88 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=929 (Есть бумажная книга на Абонементе на Сретенке)
  9. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: методическое пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий / М.: Развивающее образование, 1999. – 76 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9295 (Есть бумажная книга на Абонементе на Сретенке)
  10. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики / М.: Мы и мир, 1999. – 105 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=17181
  11. Гуружапов В.А. Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Виктор Александрович Гуружапов. – М.: 1983. – 18 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=52551
  12. Гуружапов В.А. Очерки проблем психологической поддержки инновационной образовательной деятельности школ: учебно-методическое пособие / В.А. Гуружапов. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2009. – 60 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78034 (Есть бумажная книга на Абонементе на Сретенке)
  13. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Виктор Александрович Гуружапов. – М., 2002. – 31 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=89703
  14. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Виктор Александрович Гуружапов. – М., 2002. – 255 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=159957
  15. Гуружапов В.А. Часть 1: Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности»: специальность 020400 «Психология» / Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. – 80 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78035 (Есть бумажная книга на Абонементе на Сретенке)
  16. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / ред. В.А. Гуружапов. – Москва: Юрайт, 2013. – 493 с. (Абонемент на Сретенке и Шелепихе)
  17. Гуружапов В.А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста: [монография] / Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 240 с. (Открытый доступ на Сретенке)
  18. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / ред. В.А. Гуружапов. – Москва: Юрайт, 2014. – 493 с. (Абонемент на Шелепихе)
  19. Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации: материалы международного симпозиума, 27–28 июня 2016, [Московский государственный психолого-педагогический университет], Москва / ред. В.К. Зарецкий, В.А. Гуружапов, Д.В. Лубовский, [и др.]. – Москва: БукиВеди, 2016. – 344 с. (Читальный зал на Сретенке и Шелепихе)
  20. Сравнительный анализ идей В.В. Давыдова и М. Вертгеймера о решении творческих задач: попытка ассимиляции гештальтпсихологической культуры работы с образом в постановке учебной задачи / В.А. Гуружапов. – Волгоград // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам Международной сетевой научной конференции (Беларусь, Италия, Россия): Волгоград, 6–8 апреля 2016 г. / ред.-сост. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, Л.К. Максимов. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного социально-педагогического университета «Перемена», 2016. – С. 140–144. (Абонемент на Сретенке).
  21. Опыт формирования у младших школьников рефлексии множественности отношения объекта и модели (на материале решения математических задач) / В.А. Гуружапов, Л.Н. Шиленкова. – Волгоград // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам Международной сетевой научной конференции (Беларусь, Италия, Россия): Волгоград, 6–8 апреля 2016 г. / ред.-сост. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, Л.К. Максимов. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного социально-педагогического университета «Перемена», 2016. – С. 177–191. (Абонемент на Сретенке)
  22. Образование до школы, или Путешествие в игру / сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Эврика, 2004. – 336 с. (Читальный зал на Сретенке)
  23. Вопросы теории и практики развивающего образования: хрестоматия: методическое пособие к спецкурсу по теории учебной деятельности / сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Развивающее образование, 2001. – 130 с. (Абонемент на Сретенке, на Шелепихе только читальный зал)
  24. Оценивание: развивающее обучение / Автор В.А. Гуружапов, В.Ю. Городинская, В.Л. Аникина, [и др.]. – Тольятти: Акцент, 1995. – 78 с. (Читальный зал на Сретенке)
  25. Инновационная сеть развивающего образования / Сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Эврика, 2003. – 240 с (Читальный зал на Сретенке и Шелепихе)
  26. Культурно-исторический тип школ: проект разработки / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов // Вопросы психологии / Ред. Е.В. Щедрина. – 1994. – №5 сентябрь-октябрь 1994. – С.100–111. (Читальный зал на Сретенке)
  27. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении / В.А. Гуружапов. – Москва // Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса: хрестоматия / Сост. В.Л. Соколов. – Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. – С. 329–335. (Абонемент на Сретенке и Шелепихе)
  28. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики / В.А. Гуружапов. – Москва // Вопросы теории и практики развивающего образования: хрестоматия: методическое пособие к спецкурсу по теории учебной деятельности / сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Развивающее образование, 2001. – С. 111–117. (Абонемент на Сретенке, на Шелепихе только читальный зал)
  29. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов. – Москва // Образовательное пространство Москвы: хрестоматия: учебное пособие для студентов / сост. О.В. Кузнецова. – Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. – С. 7–25. (Абонемент на Сретенке и Шелепихе)
  30. Роль теории и практики развивающего обучения в становлении современного педагогического мышления / В.А. Гуружапов. – Волгоград // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14–16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. – Волгоград: Перемена, 2011. – С. 130–132. (Читальный зал на Сретенке и Шелепихе)
  31. О новой общей психологии образования / В.А. Гуружапов // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал / ред. Я.И. Кузьминов. – 2014. – № 1. – С. 271–282. (Читальный зал на Сретенке)
  32. Использование принципов симметрии в диагностике метапредметной компетентности учащихся / Виктор Александрович Гуружапов. – Badajoz // Psicologia positiva: desarrollo y educacion = [Позитивная психология: развитие и образование] / ред. Florencio Vicente Castro. – Badajoz: Asociacion de Psicologia Evolutiva у Educativa de la Infancia, Adolescencia Mayores у Discapacidad (INFAD de Psicologia) = «International Psychological Association of Development, Lifespan and Disabi, 2013. – P. 223–228. (Читальный зал на Сретенке)
  33. О возможном подходе к повышению квалификации педагогов в области инновационного образования / В.М. Гуляев, В.А. Гуружапов, Н.В. Мангирова. – Москва // Библиотека культурно-образовательных инициатив. – Москва: Эврика, 2003. – Книга 13: Инновационная сеть развивающего образования / Сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Эврика, 2003. – С. 219–222. (Читальный зал на Сретенке и Шелепихе)
  34. О некоторых психологических основаниях мифологического пространства школы культурно-исторического типа / В.А. Гуружапов. – Москва // Библиотека культурно-образовательных инициатив. – Москва: Эврика, 2003. – Книга 30: Образование до школы, или Путешествие в игру / сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Эврика, 2004. – С. 9–14. (Читальный зал на Сретенке)
  35. Комментарий к концепции и практике школы культурно-исторического типа для детей 5–10 лет / В.А. Гуружапов. – Москва // Библиотека культурно-образовательных инициатив. – Москва: Эврика, 2003. – Книга 30: Образование до школы, или Путешествие в игру / сост. В.А. Гуружапов. – Москва: Эврика, 2004. – С. 200–203. (Читальный зал на Сретенке)
  36. Гуружапов В.А. Проблема потребностей в теории развивающего обучения В.В. Давыдова и «идеальный колледж» А.Г. Маслоу / В.А. Гуружапов. – Москва // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции, [Москва, 12–14 декабря 2006 г.] / Ред. В.В. Рубцов, [и др.]. – Москва: Федерация психологов образования России, 2006. – Том 2: Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III национальной научно-практической конференции, 12–14 декабря 2006 г., Москва. – Москва: Федерация психологов образования России, 2006. – С. 185–186. (Абонемент на Сретенке и Шелепихе)

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Фундаментальная библиотека МГППУ