В ответ на вызовы пандемии COVID-19: новый сборник материалов издательства МГППУ
Новость
В издательстве Московского государственного психолого-педагогического университета вышел первый том сборника «Вызовы пандемии COVID-19: психологическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность».
В сборник вошли материалы на тему рисков и психологических эффектов дистанционных форм деятельности и пандемии COVID-19, содержащие данные актуальных исследований, проведенных в том числе в период пандемии и публиковавшихся в ведущих психологических научных журналах издательства ФГБОУ ВО МГППУ с января по июль 2020 года.
По определению аналитиков, пандемия COVID-19 выступила стресс-тестом мирового масштаба. Одной из особенностей данного периода явилось то, что в характеризующейся неопределенностью кризисной ситуации оказалось не только население, но и специалисты, призванные по долгу службы решать и минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций. Медицинские работники, педагоги, психологи, специалисты иных вспомогательных служб оказались в ситуации, когда им было необходимо не только выполнять профессиональные задачи в новых условиях удаленного взаимодействия, но и самим справляться с воздействием кризисной ситуации, помогать своим близким.
Ситуация пандемии и самоизоляции актуализировала вопросы, связанные с развитием цифровых технологий как в области дистанционного обучения, так и в области психологического консультирования.
В четыре раздела сборника включены статьи научных сотрудников, а также практиков в сферах оказания психологической (в т.ч. дистанционной) помощи населению, образования (общего, высшего), интернет-безопасности, освещающие вопросы, касающиеся психологического здоровья во время пандемии COVID-19, психологических механизмов влияния в сети Интернет, дистанционного образования и дистанционного психологического консультирования.
Отдельного внимания заслуживает Приложение к сборнику, содержащее предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и по управлению психологической службой образования в субъекте Российской Федерации в условиях дистанционного режима обучения, а также памятку для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме (составители – В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, С.В. Алехина, О.И. Леонова, А.В. Хаустов).
Представленные в сборнике материалы могут быть использованы не только как описание тенденций, характеризующих психологические аспекты жизнедеятельности населения в период пандемии, деятельности специалистов по преодолению ее последствий, но и служить прогностическим материалом для выстраивания стратегий дальнейшей работы специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, специалистов по кибербезопасности) в посткарантинный период, прогнозирования последствий периода изоляции для различных групп населения.
Авторы, вошедших в сборник статей, рассказали о своих исследованиях в выпусках подкаста PsyJournals Live:
М.Г. Сорокова на русском и английском языках рассказала об электронном курсе как цифровом образовательном ресурсе смешанного обучения в условиях высшего образования – выпуск 111 (рус.) и выпуск 112 (англ.), а также представила исследование «Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться?» в выпуске 130 (рус.) и выпуске 131 (англ.).
Об эффективности обучения и академической мотивации студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) рассказали С.А. Безгодова (выпуск 124, рус.) и А.В. Микляева (выпуск 125, англ.).
Е.И. Рассказова представила исследование «Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание» в выпуске 140.
О.М. Бойко рассказала о динамике психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 в выпуске 146.
Сборник материалов. Том 1. Вызовы пандемии COVID-19: психологическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность — М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — 480 с.