Вся психология в одном университете

Президент МГППУ В.В. Рубцов о цифровой гуманитаристике

Интервью

В.В.Рубцов

В ноябре 2021 года Московский государственный психолого-педагогический университет и общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" (ФПОР) провели II Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2021)Тематика конференции сейчас актуальна как никогда. Об этом мы поговорили с Виталием Владимировичем Рубцовым, академиком РАО, д. психол. н., президентом МГППУ, президентом ФПОР:

Прошедшая конференция привлекла большой интерес представителей системы образования и социальной сферы. Это неслучайно, поскольку современные вызовы и риски заставляют нас всесторонне изучать воздействие цифровизации. Как это неожиданное средство меняет систему воспитания и развития детей, как влияет на общность детей и взрослых? Что нужно для того, чтобы это средство стало полезным для обучения, воспитания и развития, а также почему существующие технологии имеют сейчас ряд серьезных ограничений, которые не позволяют их применять в практике образования?

Все эти вопросы обрели особую остроту после того, как система образования и социальная сфера столкнулись с последствиями ковида. Стало понятно, что доступные ранее, исторически сложившиеся, закрепленные формы работы взрослых с детьми малоэффективны. Например, дистанционный режим оказался неподходящим, и, в каком-то смысле, разрушительным для детей начальной школы, т.е. для детей младше девяти лет. Кроме того, оказалось, что риски и негативные последствия для уязвимых категорий детей непомерно возрастают, а результаты их обучения, академическая успеваемость оказываются низкими - функциональной грамотности не достигают до 30% детей.

Почему дистанционный формат и дистанционные формы обучения оказались неоднозначными с точки зрения эффективности обучения? Что происходит сейчас в этой области?

Ключевым методологическим вопросом здесь является соотношение между цифрой и словом. В соответствии с концепцией Л.С. Выготского развитие сознания ребенка связано с наделением бессмысленного слова значением. А что происходит с цифрой? Какое значение несет в себе она? Мы видим следующее: те аспекты деятельности человека, его коммуникации, которые можно операционализировать, очень хорошо поддерживаются с помощью цифровых систем, а с теми процессами, которые связаны с формированием понятийного мышления, собственно мышления, креативного мышления, как оказалось, всё не так просто. Сама коммуникация внутри круга общения является формообразующей рамкой для процессов развития. Тем не менее, значительное число образовательных платформ пошло по пути алгоритмизации действий учащегося, и эти платформы, о которых много говорится, являются ничем иным как прослеживанием действий ученика при решении задачи, выбора тех или иных стратегий. То есть, с точки зрения культурно-исторического подхода, это, по сути, является отголоском бихевиоризма: фиксация на результатах действия и возвращение к его результатам не способствует развитию процессов, на которых оно построено.

Какие существуют пути выхода из этой ситуации?

Здесь возникает целый ряд серьезных направлений. Это, прежде всего, цифровая дидактика и ставшая темой конференции DHTE 2021 цифровая гуманитаристика. В рамках этих направлений мы исследуем, как образуется гуманитарное знание, которое опирается на использование цифровых средств, как оно возникает и формируется в процессах обучения и воспитания.

Сейчас в зарубежной и отечественной педагогике и психологии мы наблюдаем интересную тенденцию – дети не умеют работать со знанием, если это знание построено на цифровых системах. Пока еще нет ясности, как создать условия для формирования у детей тех или иных понятий, развития процессов мышления, если в образовательную ситуацию вмешивается цифра. Одна из возможностей – это цифровизация и алгоритмизация тех сторон деятельности, которые операционализируются. Нет никаких сомнений, что это приведет к совершенствованию деятельности, к ее оптимизации и повышению эффективности.  Но что делать, если знания и понятия строятся в условиях пока не совсем понятных цифровых средств? Какими должны быть эти цифровые средства, каким требованиям они должны отвечать, чтобы действия учащегося в такой цифровой среде стало эффективным? Ответы на эти вопросы способна дать цифровая гуманитаристика, которая пока делает первые шаги в поиске продуктивных технологий образования.

Дают ли эти новые технологии образования ответ на вызовы, связанные с проблемами уязвимых категории учащихся?

В решении таких проблем есть два пути. Если мы будем разрушать систему коммуникации, получим, что называется, «встревоженных родителей». Когда ковид начал распространяться, многие родители прямо-таки бунтовали против сложившейся системы обучения и воспитания таких детей, потому что не знали, что делать в новой ситуации. И это очень серьезная проблема. Второй путь – активно работать над главным вопросом: цифра и слово – как они связаны? Здесь уместно упомянуть работы профессора А.Ф. Лосева, у которого есть замечательная книга «Знак, символ, миф». В каком качестве мы можем применять цифру в системах общения, знания и деятельности человека? Как знак, как символ или даже как миф? Возможно ли использовать цифровые среды для развития тех способностей, которые делают человека человеком: способности к сознанию, к развитию, к творческим видам деятельности?

Какие перспективы развития цифровой гуманитаристики и применения цифровых сред в образовании Вы видите?

В период работы в Психологическом институте РАО мы с коллегами написали концепцию о применении цифровых средств, в которой использовали понятие «динамического знака». Это не наше собственное понятие, оно есть у Л.С. Выготского. Речь идет о среде, которая, фактически, создает возможности построения действия, при этом «другой» становится необходимым участником этого построения. Именно такого типа среды могут оказаться эффективными, в том числе и для обучения уязвимых категорий детей. Если такие среды и дальше будут набирать силу и быть востребованными в системе образования и социальной системе, тогда обучение будет менять свои форматы. Мы будем уходить от классно-урочной системы и переходить к таким игровым цифровым средам, которые будут квази-исследовательскими, проектными для детей. Но это дело будущего, а цифровая гуманитаристика здесь и сейчас поможет разобраться в принципах, на которых могут строиться такие среды, и дать практические рекомендации тем, кто очень в этом нуждается. Когда мы дойдем до такого состояния и построим, как говорит ректор МГППУ А.А. Марголис, «платформу компетенций для работы в цифровой среде», вот тогда мы сможем сказать, что цифровая гуманитаристика – это не просто слова, а серьезная деятельностная технология, которая позволяет строить, проектировать и конструировать такие развивающие среды в условиях цифровизации.


Информация по итогам работы конференции DHTE 2021. В ходе пленарных и секционных заседаний конференции на основе результатов мультидисциплинарных исследований были предложены подходы, связанные с необходимостью переосмысления проблем образования в ответ на вызовы цифровой эпохи. Некоторые предложения, включенные в резолюцию конференции на основе предложений ее участников по итогам работы двух симпозиумов и шести секций.

Подробнее ознакомиться с итогами работы конференции можно здесь

 

 

 

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), II Всероссийская конференция с международным участием "Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)", Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA

Связанное событие: II Всероссийская конференция с международным участием "Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)"