Итоги конференции “Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)”

Новость

 2-я Всероссийская конференция с международным участием

Резолюция II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)»

Московский государственный психолого-педагогический университет и общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" (ФПОР) 11 – 12 ноября провели II Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2021).  Конференция организована при участии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (Республика Беларусь) и Республиканского института высшей школы (Республика Беларусь). Информационный партнер конференции - портал психологических изданий Psyjournals.ru 

В приветственном слове участникам конференции В.В. Рубцов, академик РАО, д. психол. н., президент МГППУ, президент ФПОР отметил большой интерес к конференции широкого круга специалистов из системы образования и социальной сферы, так как новые вызовы и риски заставляют нас понять, что несет цифра в систему воспитания и развития детей и не только, что меняет это неожиданное средство в системах общностей детей и взрослых и что можно сделать, чтобы это средство стало полезным для обучения, воспитания и развития. Говоря о перспективных направлениях исследований, В.В. Рубцов выделил цифровую дидактику и цифровую гуманитаристику с ее возможностями поиска ответов на вопросы, как образуется это гуманитарное знание, которое опирается на использование цифровых средств, как такое знание может возникать и как оно может формироваться в процессах обучения и воспитания. Другой важный вопрос - какими должны быть цифровые средства, каким требованиям они должны отвечать, чтобы действия ребенка, ученика, учащегося в цифровой среде стали продуктивными и эффективными? Как создать такую цифровую среду, которая, фактически, открывает возможности построения действия, при этом другой становится необходимым участником этого построения? Когда мы сможем построить, по выражению ректора МГППУ А.А. Марголиса, «платформу компетенций для работы в цифровой среде», тогда мы сможем сказать, что цифровая гуманитаристика – это не слова и заявка, а серьезный смысл и деятельностная технология, которая позволяет строить, проектировать и конструировать такие развивающие среды в условиях цифровизации. Поиск ответов на эти вопросы и есть задача и проблема конференции.

В пленарном докладе М.Г. Сороковой, д. пед. н., руководителя Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, А.А. Шведовской, к. психол. н., начальника Управления информационными и издательскими проектами, и В.В. Пономаревой, директора Фундаментальной библиотеки МГППУ был отмечен рост актуальности исследований различных аспектов обучения в цифровой образовательной среде (ЦОС) вузов и школ за рубежом и в России; расширение спектра дисциплин, преподаваемых с помощью цифровых технологий; значительное число эмпирических исследований, преимущественно зарубежных, по данной тематике, и на примере МГППУ показано, что современная ЦОС вуза является сложной дифференцированной многокомпонентной  системой. Дана развернутая характеристика цифровых ресурсов портала психологических изданий Psyjournals.ru и Фундаментальной библиотеки http://psychlib.ru/ .

Пленарный доклад А.П. Лобанова (БГПУ, Минск), Н.В. Дроздовой (РИВШ, Минск) и А.А. Морозова (Военная академия, Минск) был посвящен результатам исследования вербального интеллекта и его психофизиологических коррелятов. А.Н. Нестерова, генеральный директор Научно-издательского центра ИНФРА-М (Москва), представила доклад «Трансфер знаний, Open Access и цифровые технологии в новом проекте от Znanium».

В рамках конференции состоялся Симпозиум “Цифровизация современного детства: факты и тенденции” (руководитель О.В. Рубцова). Симпозиум организован Центром междисциплинарных исследований современного детства МГППУ и посвящен проблеме влияния цифровых технологий на различные аспекты развития и обучения современного ребенка. Опираясь на традицию культурно-исторической психологии и теории деятельности, специалисты ЦМИСД рассматривают цифровые технологии как новое средство опосредования, которое в значительной степени определяет специфику социальной ситуации развития современных детей на разных этапах взросления. В рамках симпозиума были затронуты теоретические аспекты влияния цифровизации на развитие современного ребенка, а также представлены результаты эмпирических исследований, реализованных на базе ЦМИСД за последние 5 лет.

В рамках конференции также был проведен Симпозиум “Инклюзивный потенциал цифровизации современного российского образования: возможности и риски”  Института проблем инклюзивного образования МГППУ, объединенный с секцией «Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски» (руководители С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова).  Совместная сессия была посвящена определению инклюзивного потенциала цифровой трансформации образования и выявлению ресурсов цифровизации для создания инклюзивной образовательной среды. Наиболее острой проблемой в этих процессах является не само использование цифровых ассистивных технологий как таковое, а становление и сохранение субъектности всех участников образовательного процесса. С этим связана значимая задача создания инклюзивного сообщества и роли в нем сетевых цифровых ресурсов. Были затронуты теоретические и эмпирические аспекты: использования цифровых технологий в инклюзивном образовательном процессе, их влияния на формирование субъектной позиции участников этого процесса и создание сообщества, а также представлен ряд практических разработок таких технологий применительно к развитию и обучению школьников и студентов с инвалидностью и ОВЗ.

На заседаниях секции «Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели» (руководители М.Г. Сорокова  и Н.Н. Нечаев) и секции «Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики» (руководители М.А. Одинцова, Д.В. Лубовский и Н.П. Радчикова) был представлен целый ряд научных исследований различных аспектов обучения в ЦОС вузов, учреждений ССО, СПО и школ, таких как технологии и методы обучения с применением цифровых инструментов для содействия самостоятельной деятельности обучающихся и развития их мотивации, визуализации, оценки качества изученного материала; вопросы организации автономии студентов в процессе онлайн-обучения; связь академической мотивации студентов с их социально-психологической интерпретацией личности преподавателя в условиях публичной медиалекции; влияние цифровизации на психофизическое и социальное развитие детей и подростков; а также изучение феноменов самоорганизации школьников в социальных сетях с целью взаимного обучения. Большой интерес вызвало коллективное эмпирическое исследование  А.А. Марголиса, Е.В. Гавриловой, Е.А. Шепелевой, Л.С. Куравского, С.С. Ермакова и В.К. Войтова, посвященное  оценке сформированности универсальных учебных действий учащихся в условиях совместного решения задач в компьютерной игровой системе «PL-modified».

В рамках работы секции «Интернет и риски общения в цифровой среде» (руководители Е.Г. Дозорцева, В.В. Делибалт, Н.В. Богданович) были представлены доклады, охватывающие широкий круг проблем, связанных с интернет-активностью детей, подростков и молодых взрослых. Современная социальная ситуация развития детства разворачивается в новых условиях цифровизации, что ставит перед профессиональным сообществом научно-исследовательские и практические задачи, поскольку сеть Интернет, усложнение технологий, гаджетов и девайсов не только предоставляют много возможностей для развития, общения и самореализации, но и формирует новые риски и угрозы, в частности, связанные с девиантным онлайн-поведением и киберпреступностью.

На  секции «Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании» и секции «Моделирование и анализ данных для цифрового образования» (руководители Н.П. Радчикова  и С.И. Салпагаров) на основании представленных докладов было предложено поддержать разработку электронных учебных курсов и MOOК на основе современных педагогических концепций и технологий, имеющих массовый, легко масштабируемый характер и реализуемых онлайн или с помощью современных сетевых информационных технологий по различным дисциплинам на различных образовательных платформах (Moodle, Coursera, Stepik и т.д.). Отмечена необходимость поощрять участие преподавателей вузов в программах дополнительного профессионального образования, направленных на развитие цифровых компетенций в этой области, и важность разработки и внедрения игровых интерактивных методов обучения в учреждениях ССО, СПО и школах по различным дисциплинам.

Конференция прошла в духе живого обмена мнениями, интересных и порой очень острых дискуссий. Со стороны руководителей секций, спикеров и участников поступило много полезных комментариев, заинтересованных вопросов и конструктивных предложений.

Сборник статей конференции опубликован на портале PsyJournals.ru 

Запись пленарного заседания можно посмотреть здесь 

Записи работы секций конференции будут выложены на сайте МГППУ на странице конференции DHTE 2021 

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Фундаментальная библиотека МГППУ Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий Факультет "Юридическая психология" Институт проблем инклюзивного образования Факультет дистанционного обучения Факультет "Информационные технологии" Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Центр прикладных психолого-педагогических исследований Центр междисциплинарных исследований современного детства Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA

Связанное событие: II Всероссийская конференция с международным участием "Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)"