Вся психология в одном университете

В МГППУ прошел вебинар «Как детская одаренность превращается в подлинный талант»

Новость

2025-02-03 В МГППУ прошел вебинар «Как детская одаренность превращается в подлинный талант»

28 января состоялся вебинар «Как детская одаренность превращается в подлинный талант» на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики». Со спикером Викторией Соломоновной Юркевич участники обсудили:

  • различия между умственными и творческими способностями;
  • запрос на какие способности сейчас актуален в мире образования и науки;
  • феномен «плохой тёти» и как печенье связано с обучением чтению;
  • что важнее для креативности: «Хочу» или «Надо»;
  • как семье и школе развить в ребенке творческое мышление и не навредить.

В ходе Калифорнийского эксперимента, проведенного в 1921–2021 гг., выяснилось, что умственные и творческие способности (креативность) далеко не одно и то же. Было отобрано 1528 школьников в возрасте 8–12 лет с опережением по уровню развития общего интеллекта, но наблюдение за участниками показало, что в итоге никто из них не сделал значимого научного открытия. С другой стороны, 2 человека, которые не прошли по баллам для участия в эксперименте, получили Нобелевские премии. Следовательно, высокий интеллект не гарантирует высоких творческих достижений, а иногда и вовсе мешает им. Так, выяснилось, что IQ выше 140 разрушает креативность, но и при низком IQ (ниже 125) креативности не развивается.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности определяются на 40–60% наследственностью, в остальном – средой. С творческими способностями ситуация не такая определенная, но в ряде исследований указывается на небольшой вклад наследственности. Более значимо – воспитание.

В основе интеллектуальной одаренности лежит познавательная мотивация. Такие дети ориентированы на получение (часто пассивное) знаний и большой объем изучаемого. Они часто обладают феноменальной памятью. Минусом в этой ситуации является то, что стремление к знаниям зависит от внешних подкреплений.

Креативностью движет поисковая мотивация, когда радость приходит от самого процесса активного добывания знаний и желания проникнуть в суть вещей. Творческая одаренность не зависит от внешних подкреплений.

Говорилось также о вкладе семьи и школы в формирование у ребенка творческой направленности. Необходимо учитывать сензитивные периоды, создавать ситуации свободного творчества. Подчеркивается недопустимость наказаний за творческую деятельность.

Участники дискуссии задали спикеру вопросы:

Что такое «Рваное внимание» и можно ли считать его результатом эволюции общества? Существует ли взаимосвязь между оценками, поощрением ребенка и его креативностью? Есть ли методика, помогающая определить потенциально-творческих детей в классах школы? Как в рамках средней школы сформировать у детей поисковую мотивацию?

Ответы вы узнаете, посмотрев запись вебинара.


Публикации по теме:

  1. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 20–28. DOI: 10.17759/pse.2018230302
  2. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 5–19.
  3. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
  4. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
  5. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28–38. DOI:10.17759/jmfp.2018070203.
  6. Юркевич В.С. От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода» [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 33–43. DOI:10.17759/jmfp.2021100403.
  7. Юркевич В.С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 128–138. DOI:10.17759/pse.2021260610.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Фундаментальная библиотека МГППУ, Факультет "Психология образования", Знакомимся с научными публикациями