Вся психология в одном университете

Итоги конференции молодых исследователей образования – 2023

Новость

2023-11-07 Результаты конференции молодых ученых – 2023

XXII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Наставничество в педагогической и научной деятельности: исследования и практики» завершила свою работу. Мероприятия проводились в смешанном формате.

Конференция включала в себя 9 секций с презентацией докладов; два мастер-класса по тематике исследований, проводимых в молодежных лабораториях; одну лекцию; пять круглых столов; проектно-аналитическую сессию «Научное наставничество и СНО»; секцию проектно-исследовательских работ школьников.

На круглом столе «Роль наставника в профессиональном развитии молодого исследователя» выступали В.В. Рубцов, президент МГППУ, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, академик РАО, иностранный член Академии педагогических и психологических наук Армении, доктор психологических наук, профессор, и Н.Н. Нечаев, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, доктор психологических наук, профессор. Спикеры рассказали о своих наставниках, поделились воспоминаниями и ответили на многочисленные вопросы слушателей о выдающихся отечественных психологах – Василии Васильевиче Давыдове, Льве Семеновиче Выготском, Александре Романовиче Лурии, Петре Яковлевиче Гальперине и др.

Работа круглого стола «Роль наставника в спорте. Восприятие ребенком роли учителя и тренера» проходила в дистанционном формате. Слушатели познакомились с основными направлениями деятельности Ассоциации «Студенческая спортивная лига стрельбы из лука» (ССЛСЛ), прослушав доклады Ц.Ц. Цыренжапова «Наш вид спорта – стрельба из лука» и А.Ю. Бородина «Работа студенческой спортивной лиги стрельбы из лука», а также узнали о профессиональном амплуа и восприятии своего долга спортивным тренером из выступления К.А. Бочавера.

Круглый стол «Актуальные проблемы подготовки учителей физики и уровень преподавания физики в школах» проводил в качестве модератора С.В. Лозовенко.

Н.С. Пурышева представила участникам доклад с подробным анализом данных по вопросам подготовки преподавателей физики для системы общего образования и будущих траекторий развития научно-педагогических кадров в системе высшего образования.

С освещением проблем в области физико-технического образования в школе (сокращение часов, изменение содержания предметных областей, отсутствие межпредметного синтеза) и уникальных в России подходов к их решению выступили сотрудники Университетского лицея №1511 Предуниверситария МИФИ.

С.В. Лозовенко и М.Д. Солдатенкова представили новый проект «Новая физика» на базе МПГУ, в ходе пилотирования которого прошли обучение более 5.000 школьников в регионах РФ с полным погружением в научно-технологическую среду. Обучение будущих учителей физики дополнено содержательными технологиями обучения, интересными самим студентам. Например, подготовка видеороликов, практика со школьниками, индивидуализированная работа с дополнительным материалом в системе дистанционного обучения ИнфоДа.

По мнению завкафедрой общей физики МФТИ А.В. Максимычева, групповые обсуждения студентами результатов учебно-научной работы и привлечение в наставничество молодых исследователей значительно важнее установок на оказание образовательных услуг.

По экспертным оценкам, сегодня нехватка учителей физики в школах составила 22,4%. Новые вызовы связаны не только с общим уровнем подготовки школьников и студентов в области естественнонаучных дисциплин, но и с повышением престижа профессии учителей физики. По мнению участников, специальными компетенциями могут быть: опыт в лабораториях, руководство проектными работами, высокая заинтересованность в новых экспериментах.

На базе МГППУ прошла проектно-аналитическая сессия «Научное наставничество и СНО» МГППУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Московского института психоанализа.

А.А. Понарская, ведущий советник отдела по работе с молодыми учеными Минобрнауки России, открыла сессию выступлением о последних новостях по развитию СНО, а также результатах программы наставничества Совета молодых ученых над СНО. Данная программа была реализована в 6 регионах, итоги реализации которой будут подведены 7 ноября. Из ключевых результатов можно назвать кардинальную перестройку системы преемственности советов молодых ученых и СНО. В настоящий момент формируется новая дорожная карта по развитию студенческих научных сообществ, в которую можно представить свои предложения.

И.А Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов (НИУ ВШЭ), представил результаты исследования, посвященного изучению форм организации студенческой науки в российских университетах.

И.В. Карунин и А.В. Давыдова из РНИМУ им. Н.И. Пирогова, М.А. Гончарова из МИП представили опыт студенческой науки и проектов СНО в их вузах.

Секции с презентацией докладов проводились по пяти тематикам:

  • Психологические исследования в образовании (3 секции);
  • Педагогические исследования (2 секции);
  • Исследования развития цифровых технологий в образовании (2 секции);
  • Исследования в области специальной психологии и инклюзии;
  • Исследования в области дошкольного детства и образования.

По результатам консолидированных оценок ведущих секций конференции в каждой из них были выбраны лучшие докладчики.

Источник: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий

Связанное событие: XXII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования