12 февраля 2009 года Московский городской психолого-педагогический университет посетил Лотар Дункель - директор школьной психологической консультационной службы г. Мюнстера (ФРГ), с которой университет заключил договор о сотрудничестве
Новость
Это был уже не первый визит Л.Дункеля в МГППУ, здесь он всегда желанный гость. Помимо нашего университета и других учебных заведений Центр г-на Л. Дункеля сотрудничает с международным объединением европейских школьных психологов (ISPA).
Л. Дункель прочитал лекцию для студентов факультета Психологии образования на тему: "Школьная психология в Германии сегодня". Несмотря на то, что Германия является прогрессивным европейским государством, ситуация со школьными психологами оставляет желать лучшего: на одного школьного психолога приходится 12500 школьников и 1050 учителей (по данным Л.Дункеля). Соответственно, Германия имеет острую потребность в подобного рода специалистах, т.к. по количеству психологов находится на последнем месте среди европейских стран*.
Но функционал школьного психолога в России и Германии несколько различается.
*Для справки
Чтобы не возникло недоразумений нужно иметь ввиду, что речь здесь идет о ставках психологов, оплачиваемых из бюджета, а не о числе всех практически работающих психологов. То, что один психолог не может обслужить 12500 учащихся + 1050 учителей – это очевидно. Есть много психологов, работающих на основе договоров или практикующих на частной основе, имеющих, как врачи или юристы, свои частные практики. Немецкие психологи, как и представители многих других профессий, выступают в Германии за расширение своих прав на зачисление на гос. службу, финансируемую из бюджета. Психологи, работающие по договорам, тоже финансируются государством, но они при этом не находятся на твердых ставках, как это имеет место в других странах.
Лекция прошла в формате «круглого стола»: студенты задали много интересных вопросов, в том числе их интересовала возможность прохождения стажировки Мюнстере под руководством Л.Дункеля. Особый интерес, безусловно, представляли случаи из практики самого г-на Дункеля, которыми он охотно делился со студентами.
Во второй половине дня г-н Л.Дункель встретился с профессорско-преподавательским составом МГППУ.
Особый интерес участники встречи проявили к интернет-консультированию. Служба онлайн-консультирования – это динамично развивающееся направление. Она востребована учителями и родителями, но особенно интенсивно подростками и молодежью.
Консультационную помощь школьный психолог оказывает не только учащимся, но и учителям, и родителям. При этом специалист тесно сотрудничает с психиатрами, социальными работниками, логопедами, медицинскими специалистами и проч.
Основной принцип обращения к школьному психологу – добровольность. Но при работе с детьми обязательно требуется согласие родителей. Психологическая консультация для обращения населения доступна бесплатно круглосуточно.
Подготовка школьных психологов может осуществляться по-разному. Университеты Германии, готовящие психологов, ставят акцент на общем психологическом образовании и выдают диплом «бакалавр наук в области психологии» или «магистр наук в области психологии». Специализация происходит в рамках практики и при написании бакалавриатской или магистерской работы. Кроме этого пройти курс школьной психологии можно в университетах и высших школах, готовящих учителей. Ряд университетов предлагает специальные курсы по школьной психологии.