Вся психология в одном университете

Психологическая наука в изменяющемся мире

Новость

Идея проведения Международной психологической школы принадлежит ректору МГППУ В.В. Рубцову и ректору Даугавпилсского университета А.А. Баршевскису. Огромную работу в осуществлении этого проделали профессор Даугавпилсского университета И.Д. Плотка и первый проректор МГППУ А.А. Марголис.

На основании Договора о партнерстве между Московским городским психолого-педагогическим университетом и Даугавпилсским университетом с 6 по 11 октября 2008 года, в Юрмале и Даугавпилсе проходила Международная психологическая школа.

Развитие международного сотрудничества в области психологической науки, образования и культуры между молодыми учеными России и стран Балтии.

Проблемное поле Школы — актуальные проблемы современной психологии:

  • эвристические возможности культурно-исторической психологии
  • психология развития, социальная, специальная и клиническая, юридическая психология, психология образования – точки взаимодействия
  • проблемы межкультурного взаимодействия (intercultural cooperation)
  • идентичность молодежи в изменяющейся Европе

Программа Школы была насыщенной - лекции профессоров и преподавателей Даугавпилского университета и МГППУ, мастерклассы, доклады участников Школы, дискуссии, посещение психологических, образовательных и научных центров Латвии, знакомство с памятниками истории и культуры латвийского народа.

В работе Школы приняло участие 16 представителей МГППУ, среди них студенты и аспиранты, преподаватели факультетов Психологического консультирования, Психологии образования, Юридической психологии, факультета Государственного и муниципального управления, факультета дистанционного обучения, клинической и специальной психологии.

Работу Школы со стороны МГППУ возглавили проректор по международному сотрудничеству Г.Г. Габуния, начальник Управления координации и планирования научно-исследовательской работы Е.Н.Задорина, декан факультета дистанционного обучения Б.Б.Айсмонтас и доцент кафедры возрастной психологии И.А.Корепанова. Большую организационную работу проделала Д.Разоренкова, студентка факультета ГМУ и методист Управления КПНИР А.Сырцова

Со стороны Даугавпилсского университета - докторской программы «Социальная психология», председатель промоционного совета по социальной психологии Алексей Васильевич Воробьёв, ведущий исследователь Института социальных исследований ДУ Ирина Даниловна Плотка, помощник заведующего научной частью ДУ Дмитрий Антонович Олехнович, ведущий исследователь Института социальных исследований ДУ Мара Виднер.

До начала Школы был подготовлен одноименный сборник материалов Школы, где собраны статьи, тезисы участников.

Все события Школы описать невозможно... «За скобками» рассказа останутся жаркие дебаты, прогулки по Рижскому взморью и громадное звездное небо, тихий плеск волны, радость знакомства и поиск общего пространства для диалога...

Главных итогов Школы можно назвать два — устойчивое желание продолжить сотрудничество и решение проводить такие Школы регулярно; создание общего проблемного поля и осознание всеми участниками, что продуктивный разговор возможен, невзирая на границы и расстояния, разницу в языке и возрасте, научном статусе и опыте. Мы разные, но мы можем понимать друг друга!

Краткие зарисовки и впечатления

5 октября.

В 20.00 сбор на Рижском вокзале. До отправления ещё полтора часа. Но они проходят довольно быстро и вот уже все размещаются по своим местам. Пока ещё есть силы и не одолевает сон – самое время заняться придумыванием того, как же произойдёт открытие Школы. Собравшись тесным кружком вокруг столика, попивая горячий чай, начали обсуждать все возможные варианты. Спустя некоторое время приблизительная программа Открытия была придумана и с чистой совестью все разошлись спать.

6 октября

С незначительным опозданием поезд пребывает в Ригу. Нашу группу должны были встречать с табличкой МПШ, но вместо этого Ирина Плотка и Мара Виднере встретили нас цветами и радостными улыбками. Быстро одарив всех, направили группу к обменному пункту и затем к автобусу, на котором мы должны были приехать в санаторий «Янтарный берег».

Приехав в санаторий и разместившись по номерам, мы узнали, что латвийские коллеги задерживаются и смогут приехать только к вечеру. Поэтому чтобы не тратить драгоценное время отправились прогуляться по территории санатория, любуясь местными красотами. Прошлись по набережной Рижского залива, до которого были всего минут 10 от санатория.

Морской воздух - это хорошо, но стоит помнить о задачах, которые стоят перед нами в этой командировке. Вернувшись в санаторий, отправились в конференц-зал, чтобы заняться необходимыми приготовлениями к открытию Школы. Подготавливалось рабочее пространство, подключалась необходимая аппаратура, завершались последние приготовления.

И вот долгожданная встреча состоялась. Первый совместный вечер. После представления всех присутствующих началась непринуждённая беседа о первой международной психологической школе. Интересны были ожидания всех. Что каждый хотел получить от этой встречи, какие точки соприкосновения есть у наших стран, кто чем живет и чем может помочь. И чтобы первая встреча сразу же прошла в атмосфере общего спокойствия и уважения, на открытии были использованы различные тренинги на сплочение группы.

В частности, после разбивки на группы надо было назвать что-то особенное в каждом члене группы, а затем что-то, что выделяет всю группу по сравнению с другими. Затем каждый должен был в пантомиме выразить тему своего доклада и многое другое.

После чего была совершена вечерняя прогулка по пляжу. Первый день работы Школы подошёл к концу. Но всё ещё только начиналось.

7 октября

После завтрака все встретились в конференц-зале.

  • 10.00 Школа начинает свой рабочий день. И начинается он с лекции профессора Алексея Васильевича Воробьёва (содокладчик Алексей Ружа), директора докторантуры ДУ. Тема его лекции «Современная система психологического образования в Латвии».
  • Латвийское образование отличается от российского довольно сильно. У них введено обязательное дошкольное образование; образовательные учреждения подразделяются на университеты, академии, институты, высшие школы и колледжи. Незначительное число бюджетных мест, в основном студенты обязаны платить за своё обучения, но при этом они имеют право на кредиты. Учёные степени: бакалавры, магистры, докторанты. Должности: ассистент, лектор, доцент, профессор. 70% преподавателей университета должны иметь степень доктора наук. В Латвии всего 6 человек имеют учёную степень профессора. Это объясняется значительными трудностями в получении данной степени.
  • Выпускники школ сдают централизованные экзамены, после чего сведения о сдаче попадают в базу данных, после чего распределение бюджетных мест в университете осуществляется на основании рейтинга в этой базе.
  • Предметы, изучаемые студентами, делятся на три больших блока – A, B и C. Блок А является обязательных для всех учащихся, блок С является полностью выборным.
  • В научных работах разрешено использовать данные не старее 3-5 лет, обязательное условие – использование математических и статистических программ, например, таких как SPSS.
  • В целом можно сказать, что в Латвии выпускники больше ориентированы на обучение психологии, чем на занятие наукой психологией. И также у них нет специальных школ, программ и методик для работы с детьми с ограниченными возможностями.
  • Мастер-класс «Учебная деятельность учёного», декан факультета дистанционного образования МГППУ Бронюс Броньевич Айсмонтас.
  • Демонстрация возможных способов дистанционного образования – мультимедийные учебники психологии, рассказ о создании образовательных электронных изданиях, о проблемах и сложностях, возникающих при их создании. Использование подобных учебников при работе с ограниченными детьми, в том числе и слепыми.
  • Мастер-класс «Методы диагностики эмоциональной дезадаптации у детей и молодёжи» - кандидат психологических наук, доцент факультета ПК Ольга Пуговкина (МГППУ)
  • Доклад Мары Виднере и Ирины Плотка (ДУ) «Роль этнических взаимоотношений в формировании персонального развития межкультурных отношений»
  • Доклад Ирины Плотка (ДУ) «Эмоциональный прайминг в изучении этнических установок: свидетельство индифферентности к типу экспериментальных заданий»
  • Выступление Виталия Ращевского (ДУ) «Изучение этнической идентичности и этнических стереотипов у юношей из различных типов культурной среды»
  • Алена Корнышева (ДУ) «Peculiarities of Latvian peoples time identity in different socioeconomic context»
  • Завершал этот день доклад Николая Воронина (МГППУ) «Исследование латерализованных модулей зрительно-пространственнного внимания».

8 октября

Конференц-зал, 10-00. День начинается с лекции «Категория «развитие» в культурно-исторической психологии» - кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии Корепанова Инна Александровна (МГППУ). Обсуждение того, что же такое «развитие», какой смысл люди вкладывают в данное понятие.

  • Выступление Ларисы Брокана (ДУ) «Гендерная репрезентация: особенности и проявления у представителей традиционных религиозных конфессий Латвии». Маскулинность и феминность как символическая категория культуры есть общность представлений, установок и верований, которые характеризуются как особенности гендера.
  • Мастер-класс доктора психологии Михаила Пупиньша (ДУ) «Практические технологии профессиональной самореализации».
  • Перерыв
  • Доклад Дарьи Разоренковой (МГППУ) «Личностные предпосылки и регуляторные особенности формального лидера в студенческой группе»
  • Доклад Маркачева Константина (МГППУ) «Информационный стресс»
  • Доклад Татьяна Корякина (МГППУ) «Современные подходы к изучению эмпатии»
  • Доклад Александра Изольская (МГППУ) «Дети с нарушенным слухом и их представление о себе»
  • «Социально-психологическая модель неуспешности», доклад Юриса Стабиньша (ДУ)
  • Доклад Натальи Евлашкиной (МГППУ) «Влияние детско-родительских отношений на проявление агрессии у подростков с девиантным поведением»
  • Доклад Коноплёвой Инги (МГППУ) «О подготовке психологов для решения задач правоохранительной деятельности»
  • Доклад Анастасии Тумаревой (МГППУ) «Склонность к девиантному поведению, жизнестойкость и гендерные особенности у подростков»
  • Доклад Карповой Дарьи (МГППУ) «Факторы формирования девиантного сексуального поведения в детском и подростковом возрасте»
  • Доклад Анны Егоровой (МГППУ) «Развитие навыков кооперации у детей с задержкой психического развития»
  • В завершении лекция доктора педагогики, доцента Балтийской международной академии Ларисы Михайловны Гайдаровой «Русско-латышские культурные связи» (исторический и культурологический аспекты)

Все доклады сопровождались бурными обсуждениями. Выступающим не только задавали вопросы, но и давали рекомендации к улучшению исследования, выражалось желание вести совместные исследования.
Очередной день завершился танцами, бильярдом и прогулкой.

9 октября

Экскурсионный день. Завтрак, сборы и выезд в Ригу. Экскурсия по старой части города. В культурную программу вошло посещение следующих мест: Ратушная площадь, Дом Черноголовых, церковь святого Петра, Пороховая башня, казармы Екаба, Домская площадь, памятник Свободы, жилые дома «Три брата». После такой насыщенной экскурсии необходимо было подкрепиться, что мы и сделали в ресторане LIDO.

Затем опять в автобус и переезд в Даугавпилс. Несколько часов дороги и мы на месте. Размещение по номерам, небольшая ночная прогулка по городу и сон до нового рабочего дня.

10 октября

Знакомство с Даугавпилским университетом. Встреча с ректором Даугавпилского университета Арвидсом Антоновичем Баршевскисом, руководителем отдела внешних связей Даугавпилского университета Дианой Антоновной Солдане и другими сотрудниками ДУ.

Елена Николаевна Задорина представила и наш университет, рассказала об Инновационном проекте.

Знакомство с Даугавпилсским центром психологической помощи. Этот центр небольшой, в нем работает всего четыре человека. Но услугами пользуются все дети города и их родители, а еще сотрудники координируют работу школьных психологов и психологов детских садов. Проблемы, с которыми обращаются клиенты — общие и для Даугавпилса и для Москвы: психологическая готовность к школе, непослушание, непонимание детей родителями и родителей детьми, несчастная любовь и школьные трудности...

Знакомство с системой обучения социальных психологов. Посещение библиотеки ДУ. Нас поразило то, что в библиотеке открытый доступ к фондам. Много книг отечественных психологов. Мы нашли на полках и книгу «Выдающие психологи Москвы», и учебник Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология», и журналы, выпускаемые нашим университетом. Приятно удивило и разнообразие книг на английском языке.

11 октября

Сборы.

Обзорная экскурсия по Даугавпилсу, затем экскурсия по Латгалии по маршруту Даугавпилс-Краслава-Дагда-Аглона. Посещение музея хлеба, метеоритного «Чёртова озера», священной горы и Аглонской Базилики – наиболее значительного в Латвии места паломничества католиков и святыни международного значения.

Все эти два дня с нами были наши коллеги и друзья — Ирина Даниловна Плотка, Виталий Ращевский, Дмитрий Олехнович. Их яркие, захватывающие рассказы о стране, о людях, ее населяющих, о истории и настоящем позволили почувствовать «изнутри» жизнь в этой прекрасной стране.

Прибытие в Резекне. Посадка на поезд до Москвы. Размышления о прошедшем, и конечно же — мы строим планы на будущее!

И.А.Корепанова

К.Маркачев

Источник: Отдел по международным связям