Вся психология в одном университете

Трудный ребенок в школе: как совместить его права с интересами других учеников

Новость

Трудный ребенок в школе: как совместить его права с интересами других учеников

© iStock

Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. Необходимо разобраться в причинах девиантного поведения некоторых подростков и понять, какими должны быть профилактические меры, поскольку карательные санкции не помогут. Об этом эксперты говорили в ходе заседания прошедшего в Вышке круглого стола «Реализация права на образование для обучающихся, имеющих проблемы с дисциплиной, и других участников школьного сообщества: правовые и организационные проблемы».

Психолог, координатор направления «Восстановительные технологии» проекта «Экосистема детства» факультета "Юридическая психология" Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Путинцева подчеркнула необходимость восстановительного подхода, предполагающего воссоздание коммуникаций между нарушителем, его семьей и окружающими. Необходимо выяснить у самой семьи и ребенка причину сложившейся ситуации, в противном случае помощь обернется «причинением добра», обострением положения.

Суть восстановительного подхода — в детальном обсуждении причины конфликта и путей его разрешения всеми его участниками. На семинарах примирения установлено правило: родители говорят по очереди и уважительно, выслушивая мнение каждого, есть волонтеры, способные предотвратить обострение конфликта, приглашается директор. Затем такие же семинары проводятся с детьми и, как правило, достигают результата.

Исключению ребенка из школы должно предшествовать больше этапов, чем, например, увольнению взрослого работника. «На первых порах важно не путать медиацию с медитацией», — иронизировала Наталья Путинцева, она отметила, что из 143 служб медиации в столичных школах только в 15 участвуют дети, в то время как их следует включить во все.

По мнению Натальи Путинцевой, для разрешения и предотвращения конфликтов необходимо просвещение родителей, создание регулярно работающих консультационных центров.

Профессор кафедры педагогической психологии МГППУ Евгений Исаев рассказал, что университет запускает программы подготовки педагогов-психологов в школах и колледжах, что позволит снизить остроту проблемы.

Источники: Факультет "Юридическая психология", Факультет "Психология образования"