Вся психология в одном университете

Вебинар «Измерение вербального интеллекта: экспериментальная методика "Ведущий способ группировки" А.П. Лобанова»

Семинар

2023-09-11 Диагностика процесса адаптации ребенка к школе: обсуждение на семинаре специалистов МГППУ и Института образования ВШЭ

Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

21 сентября 2023 с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Измерение вербального интеллекта: экспериментальная методика "Ведущий способ группировки" А.П. Лобанова».

Спикеры:

  • Лобанов Александр Павлович, доктор психологических наук, профессор, Институт психологии, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Дискуссанты:

Модератор:

  • Марина Геннадьевна Сорокова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, заведующая кафедрой «Цифровое образование»

Анонс вебинара:

На вебинаре будет представлена оригинальная авторская методика, разработанная на основе экспериментов А. Кориата и Р. Мелкмана. Она предназначена для психодиагностики вербального интеллекта, психолого-педагогического консультирования, мониторинга эффективности качества образования, исследования вербального интеллекта как индивидуального ментального опыта. Стимульный материал содержит 27 категорий (7+2 триады), предъявляемых в случайной последовательности, и позволяет смоделировать процессы группировки вербального материала одновременно ассоциативным и понятийным способом. При этом любая категория может быть частью одной из двух вербальных триад: триады видовых понятий (рыболовство – скотоводство – земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство – рыбак – гарпун), что взаимоисключает один из названных выше способов группировки и усиливает очевидность релевантного способа категоризации (см.: «Методика Ведущий способ группировки (ВСГ)»). Проведение методики предполагает 7 серий, воспроизведение осуществляется отдельно на каждом листочке, через 10 секунд и в течение 2 минут. Показателем конкретного вербального интеллекта является сумма ассоциативных, а абстрактного вербального интеллекта – категориальных (понятийных) триад. График динамики их формирования позволяет характеризовать закономерности умственной деятельности респондентов (материал для консультирования). Типология профилей проанализирована.

Показатели методики репрезентативны по отношению к содержанию диагностируемых факторов, что свидетельствует о содержательной (внутренней, логической) валидности теста. Исследования показали, что методика обладает конструктной и факторной валидностью; диагностируемые факторы имеют иерархическую структуру и входят в один кластер со шкалами Д. Векслера, корреляция с которыми варьирует от 0,25 до 0,46; факторные нагрузки конкретного и абстрактного интеллекта – 0,95. Экспериментально установлена зависимость между факторами вербального интеллекта и эффективностью обучения студентов. Показано, что характер ментальных репрезентаций определяет эффективность их формирования и, соответственно, интеллектуально-когнитивное развитие личности. Кроме того, методика позволяет выделить 6 типов личности по соотношению двух факторов интеллекта. Каждая группа имеет определенный тип когнитивного научения, что обосновано статистически и при помощи ЭЭГ и айтрекинга (психофизиологических коррелятов).

  1. Лобанов А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. – Минск: Агентство В. Гревцова, 2008. – 296 с.
  2. Lobanov A. Two-component model of verbal intelligence // XXIX International congress of Psychology, July 20–25, 2008 / International Journal of Psychology. – Berlin: Psychology Press, 2008. – P. 642
  3. Лобанов, А. П. Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход: монография / А. П. Лобанов. – Минск: БГПУ, 2010. – 288 с.
  4. Лобанов А.П. Динамика развития вербального интеллекта: когортные различия и эффект Флинна // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2012. – № 4(74). – С. 37–41. – EDN NBWCCA.
  5. Лобанов А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум – Минск: БГПУ, 2014. – 144 с.
  6. Лобанов А.П., Радчикова Н.П. Формирование ментальных репрезентаций в контексте прототипов // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 343. – С. 180–183. – EDN NEGRNL.
  7. Лобанов А.П. Ментальные репрезентации как носители индивидуального интеллекта // Практична психологiя та соцiальна робота. – 2011. – № 12. – С. 39–42.

Приглашаются: специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.

Регистрация на вебинар

Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.

Мы ждем Вас, будет интересно!

 


Руководители семинара:

  • М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
  • Е.Ю. Карданова, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук

С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.

Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"