Цифры и факты
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) – государственный вуз. Открыт в 1996 по инициативе Департамента образования города Москвы, в статусе университета существует с 2002.
МГППУ – вуз уникальный. Серьезная научная подготовка студентов сочетается с изначальной направленностью обучения на потребности городской социальной сферы и решение практических задач.
Первое обеспечивается тем, что концептуальная разработка и наполнение образовательных программ ведется с привлечением интеллектуального потенциала ПИ РАО, а его специалисты составляют основу профессорско-преподавательского состава университета.
В МГППУ преподают высококвалифицированные специалисты, в их числе 188 докторов наук и 388 кандидатов наук. Высокий уровень квалификации сотрудников МГППУ подтверждается тем, что в их составе трудятся 4 академика и 4 члена-корреспондента Российской академии образования, 15 лауреатов премии Президента Российской Федерации в области образования, 14 лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области образования, 3 Заслуженных деятеля науки Российской Федерации в области образования, 21 Почетных работников высшего профессионального образования, 5 лауреатов Премии Мэра города Москвы, 3 Заслуженных работников высшей школы, 1 Заслуженный учитель, 16 лауреатов звания Почетный работник общего образования, 4 отличника народного просвещения.
Университет создавался при поддержке Московского комитета образования с целью подготовки практико-ориентированных специалистов для квалифицированного решения социальных запросов города в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты детства. Поэтому студенты МГППУ за годы учебы приобретают неоценимые навыки практической работы в психологических центрах и общеобразовательных учебных заведениях города Москвы.
С 1999 МГППУ, ПИ РАО и сеть городских центров практической психологии образуют единый научно-образовательный комплекс (НОК) «Психология».
Московский городской психолого-педагогический университет – вуз современный, и потому, наряду с классическими, хорошо зарекомендовавшими себя методами, в учебном процессе активно используются передовые и перспективные образовательные и информационные технологии. Мощные компьютеры и мультимедийное оборудование стали непременным атрибутом образовательного процесса.
В состав университета входит фундаментальная библиотека.
Сочетание мощной научной базы, практической направленности образования и высокой технической оснащенности учебного процесса год от года привлекает все большее число абитуриентов. Сегодня в университете учится свыше шести тысяч студентов и аспирантов. Обучение в МГППУ осуществляется на 13 факультетах (в том числе и на факультете повышения квалификации).
В Московском городском психолого-педагогическом университете развито послевузовское образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, второе высшее образование).
В университете полноценное образование получают и студенты с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с ограниченными возможностями обучаются на факультете информационных технологий и факультете дистанционного обучения. Для обучения таких студентов в МГППУ созданы необходимые условия, например, к учебным корпусам ведут специально построенные пандусы, а в главном здании есть специальные лифты для инвалидных колясок. Есть специально оборудованные аудитории. Многое было сделано в рамках реализации Инновационной образовательной программы «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии».
Надо отметить, что научная деятельность университета с каждым годом приобретает все более широкий масштаб: исследования проводятся в научно-исследовательских лабораториях, на кафедрах, в научно-исследовательских и научно-практических центрах, а также в модельных ресурсных центрах: «Детский телефон доверия», «Игра и игрушка», Университетский детский центр и другие.
Предметом особой гордости является то, что наш университет стал ведущим учебным и научно-методическим центром службы практической психологии образования Москвы. Действующая в системе столичного образования модель службы практической психологии, разработанная в МГППУ, получила высокую оценку в профессиональном сообществе, а опыт университета по созданию региональной модели психологической службы рекомендован к использованию на федеральном уровне и положен в основу разработанной концепции развития службы практической психологии РФ.
МГППУ – динамично развивающийся вуз. В настоящее время университет фактически является базовым ресурсным центром психологической службы, координирует работу психологов в учреждениях социальной сферы. Мы готовим психологов не только для системы образования, но и для различных областей социальной практики, осуществляем психологическую подготовку специалистов для различных видов и типов деятельности (в том числе, для работы в чрезвычайных и экстремальных ситуациях). Все это позиционирует МГППУ как уникальный вуз психологического профиля, то есть, по сути, как первый в России психологический университет. В настоящее время он является одним из наиболее авторитетных вузов страны, о чем свидетельствует высокий конкурс абитуриентов и востребованность выпускников на рынке труда.
Программа развития университета опирается на следующие принципы: интеграция науки, образования и практики, соединение традиций естественно-научного подхода в психологии с философско-гуманитарным подходом, создание системы многоуровневого непрерывного образования, проведение учебной и научной работы на собственных экспериментальных площадках и клинических базах, формирование технопарка на базе Университетского округа.
Университет видит свою основную миссию в развитии психологической науки и психологического образования в России, психологического просвещения и повышения психологической культуры населения.
МГППУ ведет активную международную деятельность. Заключены соглашения о сотрудничестве более чем с 40 вузами стран ближнего и дальнего зарубежья. Целью этого сотрудничества является совершенствование образовательного процесса, повышение качества подготовки специалистов, а также проведение совместных научных исследований. Реализуется сотрудничество с Первым Римским университетом (Италия), Университетом Люнебурга (Германия), Медицинским реабилитационным центром им. Левенштайна (Швейцария), Тель-Авивским университетом (Израиль), с Висконсинским университетом (Мэдисон, США), факультетом образования Университета Монтклер (Нью-Джерси, США), Университетом Ренн 2 Верхняя Бретань (Франция), Столичным педагогическим университетом Пекина (КНР), Институтом Психологии Академии наук КНР, Шансизским педагогическим университетом и Сианьским университетом иностранных языков, Монгольским государственным университетом науки и технологий, Пловдивским университетом «Паисий Хилендарский» и Софийским университетом, университетами Японии, Швейцарии, а также Славянскими университетами ближнего зарубежья.
Осуществляется обмен профессорско-преподавательскими составами. Ученые из Великобритании, Болгарии, Швейцарии, Китая, Австралии, Франции, США, Германии, Монголии читают лекции в МГППУ.
Вуз работает над программами двойных дипломов по психологии с университетами других стран: Францией, Швейцарией, Болгарией, Италией.
МГППУ активно сотрудничает с Московским бюро ЮНЕСКО, проводит международные семинары, реализует различные проекты.
МГППУ включен в 16-е издание «Справочника университетов» («Handbook of Universities»), издаваемого Информационным центром по вопросам высшего образования ЮНЕСКО (Information Center on Higher Education, UNESCO). Полные сведения об университете содержатся также в банке данных ЮНЕСКО о высших учебных заведениях мира – «World List of Universities and other Institutions of Higher Education».
В 2009 МГППУ вошел в состав гуманитарного консорциума стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Университет участвует в Болонском процессе, что означает и академическую мобильность студентов, и переход на двухступенчатую систему образования. Наши студенты и аспиранты смогут обучаться в других странах, а иностранные студенты из Италии, Черногории, Турции, Китая, США, Бангладеш, Великобритании и других стран – в нашем университете.
В университете по «Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников» обучаются студенты и аспиранты из Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Латвии, Молдавии, Азербайджана.
В 2007 университет стал одним из 57 вузов-победителей в конкурсе инновационных образовательных программ национального проекта «Образование».
Результаты инновационной программы позволили университету принять участие в конкурсе по разработке проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». В 2009 МГППУ стал победителем конкурса на этом направлении подготовки и разработал Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование (для бакалавриата) и 050400.68 Психолого-педагогическое образование (для магистратуры).
В 2010 приказом Министерства образования и науки РФ на базе Московского городского психолого-педагогического университета создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.
МГППУ присвоен статус Федеральной инновационной площадки «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2012 года № 273).
Университет является также членом Отделения психологии Учебно-методического объединения университетов России.
В 2011 Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» система менеджмента качества Московского городского психолого-педагогического университета признана соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Также университет удостоен сертификата единого международного образца IQNet.
В 2012 МГППУ присвоен статус Федеральной инновационной площадки «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» (приказ Министерства образования и науки РФ от 10.04.2012 № 273).
В 2012 МГППУ стал оператором Мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В 2013 МГППУ стал разработчиком профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который вступит в действие с 1 января 2017 года.
В 2014 МГППУ стал Федеральным оператором проектов модернизации педагогического образования России.
Наука
В МГППУ проводятся научные исследования, как фундаментального, так и прикладного характера. Исследования касаются разных аспектов психологии, психофизиологии детства, разных категорий детей – одаренных, девиантных, аддиктивных, детей – сирот, детей с ОВЗ, детей-мигрантов, детей с особенностями развития.
Исследования проводятся по актуальным проблемам – в настоящее время разрабатывается проблематика доступности обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья как в системе общего, так и высшего образования. Университет является лидером инклюзивного высшего образования – в университете обучаются около 300 студентов с ОВЗ, в том числе в рамках проектов Министерства образования и науки РФ
- разрабатывается модель учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями;
- проводится повышение квалификации специалистов ПМПК по вопросам создания специальных образовательных условий детям с ОВЗ, реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида;
- проводится повышение квалификации руководителей и педагогов по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ;
- повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам реализации программ дополнительного образования детей с ОВЗ.
Финансирование научных исследований осуществляется как по Государственным контрактам, так и в рамках государственного задания Департамента образования города Москвы.
Научные исследования проводятся на кафедрах университета, в научных лабораториях, научно-образовательных центрах. Для проведения научных исследований имеется специализированное, уникальное оборудование:
- в МГППУ создан не имеющий аналогов в России многоцелевой высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, позволяющий проводить изучение фундаментальных механизмов познавательных процессов, состояний человека, его деятельности и общения;
- имеется магнитоэнцефалографическая диагностическая система Vectorview (Elekta Neuromag) для проведения нейрофизиологических и психофизиологических исследований, позволяющих внедрять в российскую научную и клиническую практику современные методы высокоточной неинвазивной регистрации электромагнитной активности мозга человека (внесена в перечь уникальных стендов и установок Российской Федерации).
Фундаментальные исследования
В настоящее время выполняются фундаментальные психологические исследования по приоритетным научным направлениям:
- проект Министерства образования и науки РФ «Развитие уникальной научной установки «МЭГ-центр» МГППУ, оснащенной единственной в РФ магнитоэнцефалографической системой Vectorview (Elekta Neuromag), для внедрения технологий неинвазивной нейрохронометрии в фундаментальную науку и медицину» (Соглашение № 14.619.21.0006 от 22 августа 2014)
- проект РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований вновь создаваемыми научной организацией и вузом совместными научными лабораториями» по проекту «Расстройства аутистического спектра: поведение, нейробиология, геном» по научному приоритету «Мозг и нейронауки» (Соглашение 14-35-00060)
- проект РНФ «Когнитивные механизмы невербальной коммуникации» (Соглашение № 14-18-03350)
Прикладные исследования и разработки модернизации психологической службы
- разработка стандартов диагностической и коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (Приказ Департамента образования города Москвы от 2 сентября 2013 № 568)
- разработка образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (с наследственными формами психического развития) с применением мультидисциплинарной диагностики (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
- разработана технология выявления и психологического сопровождения одаренных детей; (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
- разработана технология мониторинга этноконфликтной ситуации; (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
- разработана технология мониторинга безопасности образовательной среды; (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
- разработана технология психологического сопровождения трудных подростков; (Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2012 № 917)
В настоящее время МГППУ выполняет ряд проектов Министерства образования и науки, в которых является:
- Оператором мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей (Проект Министерства образования и науки РФ ГК № 07.022.11.0011 от 13.11.2012)
- Оператором Федеральной программы модернизации педагогического образования (Проект Министерства образования и науки РФ ГК № 05.043.11.0004 от 7.04.2014)
- Оператором Федерального проекта по внедрению и апробации профессионального стандарта педагога (Проект Министерства образования и науки РФ ГК №08.018.11.0061 от 26.06.2014)
Университет является разработчиком шести федеральных профессиональных стандартов (проект Министерства труда и социальной защиты РФ):
- Педагог (воспитатель, учитель) – ГК №0195100000313000070-0440942-01 от 31 июля 2013
- Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере – ГК № 13-К-14-Т-142 от 27 июня 2013
- Психолог в сфере образования – ГК №13-К-14-Т-156 от 01 июля 2013
- Специалист по работе с семьей – ГК №13-К-14-Т-141 от 27 июня 2013
- Психолог в социальной сфере – ГК №13-К-14-Т-146 от 27 июня 2013
- Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних – ГК №13-К-14-Т-143 от 27 июня 2013
Образование
Московский городской психолого-педагогический университет реализует образовательную деятельность в рамках:
- общего образования – программы начального общего образования (на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков)
- профессионального образования – программы:
- среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена (на базе Социально-педагогического колледжа МГППУ)
- высшего образования (на базе 12 факультетов МГППУ) – программы:
- бакалавриата (координацию образовательной деятельности по программам осуществляет учебное управление и факультеты по закрепленным за ними образовательным программам)
- специалитета, магистратуры (координацию образовательной деятельности по программам осуществляет учебное управление и факультеты по закрепленным за ними образовательным программам)
- подготовки кадров высшей квалификации (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также подготовка научных кадров в докторантуре, координацию образовательной деятельности по программам осуществляет управление аспирантуры и докторантуры)
- дополнительного образования – программы:
- обучения детей и взрослых (Учебный центр «Довузовское и дополнительное образование», Университетский детский центр, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Центр иностранных языков «ПсиЛингва», Центр диагностики и консультирования «Надежда»)
- дополнительного профессионального образования – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (на базе факультета повышения квалификации)
В МГППУ преподают высококвалифицированные специалисты, в их числе 188 докторов наук и 388 кандидатов наук. Высокий уровень квалификации сотрудников МГППУ подтверждается тем, что в их составе трудятся 4 академика и 4 члена-корреспондента Российской академии образования, 15 лауреатов премии Президента Российской Федерации в области образования, 14 лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области образования, 3 заслуженных деятеля науки Российской Федерации в области образования, 21 Почетный работник высшего профессионального образования, 5 лауреатов Премии Мэра города Москвы, 3 заслуженных работника высшей школы, 1 заслуженный учитель, 16 почетных работников общего образования, 4 отличника народного просвещения.
В МГППУ по программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучаются свыше 5 000 студентов. Прием открыт по 4 специальностям (6 специализаций), 9 направлениям бакалавриата (16 профилей), 7 направлениям магистратуры (42 магистерские программы). Обучение проходит по очной, очно-заочной и заочной формам. Обучение осуществляется как за счет средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, так и на платной основе.
В образовательном процессе по реализации программ высшего профессионального образования задействованы 12 факультетов, 32 кафедры (из них 25 имеют статус выпускающих, 4 кафедры, не входящих в состав факультетов, – общеуниверситетских, 3 факультетских кафедры также носят общеуниверситетский характер).
Московский городской психолого-педагогический университет в области подготовки научно-педагогических кадров:
- реализует подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации (5 направлений подготовки, 10 программ),
- осуществляет подготовку научных кадров в докторантуре,
- организует предзащитно-апробационные стажировки,
- осуществляет прикрепление лиц (экстернов) для сдачи кандидатских экзаменов.
В МГППУ на базе факультета повышения квалификации реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Вариативность содержания и форм обучения связана, прежде всего, с профилем тех образовательных организаций, в которых работают обучающиеся по программам ДПО. Тематика предлагаемых программ ориентирована на совершенствование профессиональной деятельности педагогов, психологов в общеобразовательной организации и воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования в МГППУ обучается около 2000 человек. Программы реализовывались в бюджетной и внебюджетной форме. Количество слушателей по внебюджетным формам реализации составило 23% от общего количества слушателей.
Программы повышения квалификации адресованы различным категориям педагогических работников: воспитателям ДОУ, учителям, методистам, руководителям образовательных учреждений, педагогам-психологам, социальным педагогам, дефектологам, логопедам, специалистам инклюзивного образования.
При повышении квалификации педагогов-психологов решается задача освоения ими углубленных знаний в определенной области и дополнительными умениями (технологиями), связанными с актуальными проблемами современного образования, например, в 2014 году в соответствии проведена оценка квалификации и обучение по программе «Психологическая профилактика социальных рисков» (всего 2981 слушатель).
Кроме обучения специалистов города Москвы Университетом были реализованы программы ДПО для представителей других регионов России. Так, например, в 2013/2014 учебном году была проведена программа повышения квалификации в рамках реализации заключенного с Министерством образования и науки Российской Федерации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе организация обслуживания профессиональных стандартов их педагогической деятельности» от 31.07.2013 № 08.028.12.0024. По программе повышения квалификации «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников ДОУ с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» (в объеме 84 часов) закончили обучение 761 слушатель из 20 регионов Российской Федерации.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуют:
- Учебный центр «Довузовское и дополнительное образование» – дополнительные общеобразовательные программы по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации и поступлению в вуз;
- Центр иностранных языков «ПсиЛингва» – общеобразовательные программы по иностранным языкам;
- Университетский детский центр – дополнительные программы по развитию детей дошкольного возраста «Социально-педагогическая и художественная направленность»;
- Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков – дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра;
- Центр диагностики и консультирования «Надежда» – дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеюшими проблемы в школьной и социальной адаптации, нарушение здоровья и развития).
Начальное общее образование осуществляется в МГППУ на базе центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Центр предоставляет начальное общее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, детей, имеющих сложные и сочетанные нарушения в развитии, в том числе нарушения в развитии аутистического спектра.
Обучение ведется как по программам массовых школ (для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые и сочетанные нарушения в развитии), так и по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида. Во время обучения ученикам предоставляется психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, которая оказывает также детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет, не получающим образование в центре.
Ежегодно в школах центра обучаются примерно 140 детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра. Коррекционные занятия посещают примерно 600 детей.
Инклюзивное образование
В 2014/2015 учебном году в МГППУ обучаются 185 студентов с инвалидностью, из них:
- 39 человек в Социально-педагогическом колледже (слабовидящих – 3 человека, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 10 человек, с соматическими нарушениями – 26 человек)
- 75 человек на факультете дистанционного образования (с нарушениями зрения – 9 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 43 человека, с соматическими нарушениями – 23 человека)
- 71 человек на факультете информационных технологий (с нарушениями зрения – 17 че-ловек, с нарушениями слуха – 10 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 29 человек, с соматическими нарушениями – 16 человек)
По инклюзивному образованию в составе МГППУ работают три структурных подразделения:
- Институт проблем инклюзивного образования, в составе которого действует Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования
- Центр диагностики и консультирования «Надежда»
- Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков
В 2012-2014 ггодах сотрудниками Института проблем инклюзивного образования проведены 2 международных научно-практических конференции, 1 городская научно-практическая конференция, 2 международных научно-практических семинара, 2 всероссийских семинара, 13 городских научно-практических семинаров и 4 цикла обучающих семинаров для работников образовательных учреждений разных ступеней образования.
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) стал структурным подразделением МГППУ в 2012 году в результате реорганизации в форме присоединения. Центр специализируется на обучении и сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В 2014/2015 учебном году в школьном отделении Центра обучаются 166 детей, из них 117 – дети с инвалидностью. Об эффективности работы школьного отделения Центра свидетельствуют результаты поступления выпускников в образовательные организации города Москвы.
Центр диагностики и консультирования «Надежда» стал структурным подразделе-нием МГППУ в мае 2013 года. Специалисты Центра оказывают высококвалифицированную психолого-педагогическую и социальную помощь детям от 0 месяцев до 18 лет с разнооб-разными проблемами и нарушениями, помогают членам семьи понимать и реабилитировать ребенка. В составе Центра функционируют 16 учебных кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В 2014-2015 учебном году по-мощь получают 700 детей, в т.ч. 67 детей с инвалидностью. 22 ребенка с инвалидностью нуждаются в длительной комплексной реабилитации, нигде не обучаются и получают психолого-педагогическую помощь только в Центре. 10 учителей-логопедов оказывают помощь 413 детям, 10 педагогов-психологов оказывают помощь 391 ребенку, 6 учителей-дефектологов – 329 детям.
За период 2012-2014 годах МГППУ реализовано несколько Государственных контрактов в сфере инклюзивного образования:
- «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по во-просам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
- «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополни-тельного образования детей»
- «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализа-ции индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части по-лучения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учре-ждениях»
- «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организа-ций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспита-ния, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением»
- «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечиваю-щего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»