В МГППУ проведен первый цикл экспертных семинаров по проекту «Стандартизация психодиагностических методик»
Новость
Московский государственный психолого-педагогический университет совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» в период с 9 февраля по 13 апреля 2022 года провели первый цикл экспертно-проектных семинаров «Стандартизация психодиагностических методик».
Семинары проводились в рамках сопровождения работы Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования (приказ Минпросвещения России от 27 декабря 2021 г. №1021) с целью формирования перечня стандартизированных психодиагностических методик, рекомендованных к применению в системе образования Российской Федерации.
Для выполнения данного проекта в МГППУ созданы специальные цифровые условия: единая платформа сбора данных, единый центр обработки данных, единый протокол стандартизации методик.
С участием экспертных групп МГППУ и Федерации психологов образования России проведено 20 семинаров по тематическим направлениям, соответствующим целевым группам обучающихся: «Нормотипичные дети дошкольного возраста», «Нормотипичные младшего школьного возраста и подростки с нормативным кризисом взросления», «Дети младшего школьного возраста, испытывающие трудности в обучении», «Нормотипичные подростки с нормативным кризисом взросления (условная норма, подростки группы риска», «Одаренные дети», «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью», «Обучающиеся с РАС», «Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков)».
В данных рамках мероприятий:
- определены 15 психодиагностических методик для стандартизации в 2022 году из 50 кандидатных методик, условно рекомендованных к применению в образовательных организациях (Распоряжение Минпросвещения России 28.12.2020 № Р-193 Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях);
- сформированы пакеты психодиагностического инструментария для проведения внешней валидизации каждой стандартизируемой методики;
- разработаны инструкции для участников полевых исследований в субъектах Российской Федерации.
Стандартизация психодиагностических методик начнется в мае 2022 года в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Организаторами и модераторами цикла экспертно-проектных семинаров выступили:
Сорокова Марина Геннадьевна – руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры прикладной математики факультета "Информационные технологии" МГППУ, член Научно-экспертного совета МГППУ;
Леонова Олеся Игоревна - руководитель Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»;
Прокопьева Любовь Михайловна, начальник отдела мониторинга качества профессионального образования МГППУ.
Основные участники и вопросы экспертно-проектных семинаров
Тематические направления семинаров |
Вопросы/ решения семинаров |
Ответственные эксперты |
Интернет-ресурс |
Даты проведения: 09.02.2022; 15.02.2022 |
|||
Экспертно-методическое сопровождение создание реестра психодиагностических методик, основанных на принципе доказательности |
|
Сорокова М.Г., Леонова И.О., Прокопьева Л.М. |
|
Дата проведения: 24.02.2022; 17.03.2022 |
|||
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления): дошкольный возраст |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбран комплект методик, разработанный под руководством Л.А. Венгера и предназначенный для диагностики умственного развития детей дошкольного возраста. Комплект включает 5 методик, позволяющих получить информацию о степени сформированности каждого познавательного действия, а также общий показатель умственного развития дошкольника. Используя данный психодиагностический инструментарий, психолог-практик может не только дифференцировать норму от патологии, но и понять специфику ребенка, входящего в подгруппу «нормотипичные дети», что дает возможность в дальнейшем более качественно выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка данной возрастной группы. Комплект методик можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей, что значительно ускоряет процесс обследования. Методики стандартизированы в 1978 г. и в 1995 г. (в последнем случае стандартизационная выборка составила 100 человек) и нуждаются в современной стандартизации на репрезентативной выборке. |
Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. |
|
Дата проведения: 16.02.2022; 02.03.2022 |
|||
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления): младший школьный и подростковый возраст |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбран тест школьной тревожности Филлипса. Данная методика очень востребована школьными психологами, так как позволяет многогранно изучить проблему тревожности в школе у детей младшего и среднего школьного возраста:
Последняя стандартизация методики датируется 1995 годом (Н.П.Кондратьева), необходима ее современная стандартизация. |
Егоренко Т.А., Лобанова А.В., Егорова М.А. |
|
Дата проведения: 09.03.2022; 24.03.2022 |
|||
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью (кроме РАС) |
В ходе обсуждения для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две методики:
Методика изучает функциональный базис учебной деятельности в мотивационном, целевом, операциональном и регуляционном компонентах у детей 6-7 лет. Определяется качество самоконтроля по ходу выполнения задания и по итогам деятельности. Методика может использоваться как скрининговая для выявления детей группы риска в плане трудностей в обучении, в целях дифференциальной диагностики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Компактна и удобна в применении на практике.
Методика направлена на изучение индивидуально–типических особенностей овладения детьми шести лет общей структурой мыслительной деятельности: мыслительных операций и владения простейшими житейскими понятиями. Может быть использована в целях дифференциальной диагностики сходных состояний у детей с ОВЗ. При разработке учитывались данные о доступности самостоятельного решения мыслительных задач в словесно-логическом плане. Направлена на исследование мыслительных операций и владения простейшими житейскими понятиями. Компактна и удобна в применении на практике. |
Тишина Л.А., Борякова Н.Ю., Артемова Е.Э. |
|
Дата проведения: 16.02.2022; 01.03.2022; 23.03.2022 |
|||
Дети с РАС |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика Шкала оценки коммуникативных навыков (А.В. Хаустов, Е.Ю. Давыдова). Методика предназначена для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 3-13 лет с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения. Представлена таблица возрастных нормативов, позволяющая оценить уровень сформированности коммуникативных навыков, выделены критерии выбора целей обучения. |
Хаустов А.В., Давыдова Е.Ю. |
|
Дата проведения: 16.03.2022; 06.04.2022 |
|||
Одаренные дети |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика «Оценка психологического климата в школе одаренными учащимися средних и старших классов» (Е.И. Щебланова, С.О. Петрова). Методика направлена на выявление субъективного восприятия каждым учеником или ученицей атмосферы в классе по тем параметрам, которые значимы для развития одаренности школьников. Применение этой методики актуально для выявления проблем школьной среды, препятствующих развитию одаренности и организации психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся 5-х-10-х классов. |
Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. |
|
Дата проведения: 30.03.2022; 06.04.2022 |
|||
Дети с трудностями в обучении младшего школьного возраста |
В ходе обсуждения для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова). Методика позволяет отличить параметры ситуации группы учащихся, имеющих хронические учебные трудности, с которыми они не могут справиться, и не получающих помощи от взрослых. Методика используется с 2006 года на большой выборке разных возрастов, но не стандартизирована. |
Зарецкий В.К., Гордон М.М. |
|
Дата проведения: 01.03.2022; 23.03.2022; 13.04.2022 |
|||
Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков) |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две новые методики, направленные на исследование феномена социального остракизма: • Шкала нарушенных в остракизме потребностей (подростки, молодежь) (ШНПО-ПМ); • Шкала субъективного остракизма (подростки, молодежь) (ШСО-ПМ) Методики достаточно компактные, что позволяет быстро обработать результаты. Необходимо проведение стандартизации и валидизации для дальнейшего широкого использование методик, поскольку высокие значения по корреляциям между критическими и пограничными состояниями переживания остракизма и нарушенных потребностей дают значимые связи со склонностью к агрессивному и аутоагрессивному поведению, а также со склонностью к делинквентному поведению. |
Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э. |
|
Дата проведения: 30.03.2022; 13.04.2022 |
|||
Подростки с девиантным поведением и негативными эмоциональными состояниями |
Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две методики: • Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена Данная методика позволяет получить большой объем информации для анализа, при этом достаточно компактна. Помимо изучения мотивационной сферы позволяет исследовать временную перспективу. Методика нуждается в стандартизации, поскольку в настоящее время отмечается недостаток верифицированных проективных методик в работе педагога-психолога с подростками. • Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками детей и подростков «Сильные стороны и трудности» (Р. Гудман) Методика представляет собой широко востребованный специалистами инструмент, направленный на выявление подростков групп риска по факторам поведенческих нарушений, эмоциональных расстройств. Краткий опросник скрининговой оценки компактен, возможно проведение как индивидуально, так и в группе. В западных странах и на выборке российских подростков опросник демонстрирует достоверные данные, коррелирующие с объективной оценкой особенностей эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних. |
Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Файзуллина К.А., Федонкина А.А., Нуцкова Е.В. |