Вся психология в одном университете

Об итогах конференции «Семья в ситуации социального кризиса и неопределенности»

Новость

2022-06-02 Об итогах конференции

28–29 мая 2022 года в Москве состоялась III научно-практическая конференция по семейной психотерапии «Семья в ситуации социального кризиса и неопределенности». На конференции было представлено множество докладов и мастер-классов, отражающих разные аспекты жизни семьи в современной ситуации, а также самые актуальные направления поддержки семьи в ее многообразных жизненных обстоятельствах.

Сотрудники МГППУ регулярно принимают участие в работе конференции. И вот впервые за историю конференции с докладами выступили студенты МГППУ (4 и 5 курс). Руководство исследованиями и докладами студентов осуществлялось Т.В. Якимовой и Л.Ю. Лариной.

Т.В. Якимова, канд. психол. наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология», системный семейный терапевт, совместно со студентами 4 курса этого же факультета Дарьей Фирсовой, Антоном Богомоловым, Татьяной Борисовой, Анастасией Ерёминой, Анастасией Дракиной, Никитой Михайленко, Марией Морозовой, Полиной Никифоровой и Светланой Рашевской представили доклад «Возможность отражения опыта пандемии COVID-19 в содержании семейных мифов». Идея исследования была предложена Д.Фирсовой на одном из семинарских занятий. Период пандемии, характеризующийся, с одной стороны, тяжестью и неизвестностью заболевания, а с другой – изменением привычной жизненной рутины и обширным включением в жизнь дистанционных форматов, можно определить как трудную, потенциально «мифогенную» ситуацию в жизни многих семей. В представленном исследовании ставился вопрос: породит ли и какие именно убеждения эпоха пандемии, которые впоследствии могут стать семейными мифами, отражающими сложности пандемии и способы совладания с ними? В исследовании приняли участие 189 респондентов.

Л.Ю. Ларина, преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология», семейный консультант, схематерапевт, в сотрудничестве и соавторстве со студентками 5 курса Анастасией Ахламовой, Екатериной Карповой, Алисой Клименко, Елизаветой Костиной, Вероникой Солонкиной, Татьяной Толстовой и Марией Остросаблиной на конференции сделали доклад «Любовь сквозь время». В докладе были представлены материалы оригинального исследования, основанного на интервью жительниц деревни в возрасте от 75 до 90 лет, отражающего особенности жизни супружеской пары в определенном культурно-историческом контексте (материал был предоставлен автором экспозиций и директором музея дер. Учма Еленой Наумовой). В исследовании проанализированы и представлены в докладе ценности семьи, основания выбора партнера, особенности коммуникации и регуляции пары. Своим выступлением студентки просто покорили слушателей.

Т.В. Шинина, канд. психол. наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология» и директор АНО Научно-практическая лаборатория «Психологические инструменты» И.Г. Морозова представили «Арктическую мастерскую «Альтернатива». В рамках мастерской был представлен региональный проект разработки системы профилактики на территории Арктики с подростками, которые совершили правонарушения. Была рассмотрена технология работы с подростками «подросток-подростку», состоящими на учете и/или находящимися в СОП; современные подходы к формированию системы профилактики правонарушений среди подростков; ключевые этапы индивидуальной и командной диагностики с игровыми кейсами и маркерами оценки.

На конференции работала также секция «Семья с особыми задачами развития в эпоху пандемии», модератором которой была Т.В. Якимова. Секция была посвящена вызовам и трудностям, с которыми столкнулись семьи, в которых есть дети или взрослые с особыми потребностями развития, ресурсам и новым возможностям в ситуации пандемии и неопределенности, которые семьи нашли для себя, а также новым стратегиям сопровождения семей в этих обстоятельствах. Эти темы были раскрыты в форме мастер-классов и докладов:

  • «Ранняя помощь детям и их семьям в период пандемии», А.Л. Битова, Л.В. Самарина, И.В. Ширшова (Центр лечебной педагогики);
  • «Онлайн терапевтические группы для родителей детей и молодежи с особенностями развития в период пандемии», Е.Ю. Горина, А.В. Рязанова (Центр «Пространство общения»);
  • «Дистанционное консультирование детей с нарушениями развития: значение участия родителей», А.М. Щербакова (МГППУ);
  • «Родственники психически больных в условиях социальных потрясений», М.В. Маклин, О.М. Бойко (ФГБНУ Научный центр психического здоровья);
  • «Сопровождение семьи особого ребенка раннего возраста в подходе DIRFloortime» и «Использование шкалы структурированного наблюдения FEAS для оценки детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с особенностями развития» (мастер-класс), Н.В. Романовский, А.А. Азирова (ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики российской академии образования», МГППУ, Центр здоровья и развития имени Святителя Луки).

Обобщая содержание выступлений спикеров секции, стоит отметить следующие важные моменты, характеризующие ситуацию пандемии и социального кризиса для семей с особыми задачами развития.
К негативным последствиям можно отнести:

  1. В период пандемии пострадало выявление детей с особыми потребностями развития (А.Л. Битова).
  2. Затруднился доступ к государственным программам поддержки, некоторые программы еще до пандемии прекратили свое существование, некоторые – в последние месяцы (А.Л. Битова).
  3. У родителей особых детей появились новые угрозы, переживаемые как сильнейший хронический страх: страх институализации ребенка в случае госпитализации или смерти родителя, страх исчезновения необходимых препаратов и поддерживающих связей, хроническое состояние шока и неопределенности (Е.Ю. Горина, А.В. Рязанова).
  4. Проблема насилия в пандемию в семьях с людьми с ОВЗ большая в силу их высокой чувствительности к изменениям и угрозам, но не освещаемая и не осмысленная пока специалистами (М.В. Маклин).
  5. У родителей особых детей снижается или исчезает совсем запрос на помощь себе в ситуации кризиса и неопределенности (Н.В. Романовский).

К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Появление и распространение новых технологий работы: фотодиагностика со стороны родителей, доступность/видимость рутины семьи для наблюдателя, консультирование онлайн по анкетам, фото- и видеоматериалам (А.Л. Битова).
  2. Расширение возможностей помощи в онлайн-формате независимо от места жителей, множество вариантов онлайн-групп для семей (А.Л. Битова, Е.Ю. Горина, А.В. Рязанова).
  3. В фокус работы больше попадают компетенции и ресурсы семьи, их поддержка, чем дефициты и их преодоление. Это укрепляет и расширяет непатологизирующий взгляд на «особые семьи» как внутри семьи, так и в сообществах (Е.Ю. Горина, А.В. Рязанова).
  4. Выявляется позитивный эффект от длительного пребывания родителей дома с детьми в период пандемии: углубилась привязанность и в связи с этим показатели развития ребенка (А.Л. Битова).
  5. В процессе дистанционной работы родители все больше вовлекались в контакт с ребенком через новые для себя роли ассистента психолога, работающего с ребенком, и/или агента развития ребенка (как это и происходит при нормативном развитии). В этих ролях родители обучаются поддерживать/восторгаться маленькими шагами в развитии ребенка (маленькие шаги обычно видит специалист, но родитель крайне редко), чувствовать свою агентность в развитии своего особого ребенка (А.М. Щербакова, А.А. Азирова, Н.В. Романовский).
  6. Возросла потребность в психологах и их квалифицированной работе, в том числе, в психообразовании членов семьи (А.Л. Битова, М.В. Маклин).

Со всеми докладами и многими выступлениями в скором времени можно будет ознакомиться на сайте конференции.

Источник: Факультет "Клиническая и специальная психология"