Вся психология в одном университете

Обсуждение руководства по созданию в школе дружелюбной среды: первая экспертная сессия

Новость

первая экспертная сессия по обсуждению руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» при поддержке АСИ и Московского государственного психолого-педагогического университета 27 октября 2022 года провела экспертный семинар, посвященный обсуждению и апробации материалов Руководства («коробочного решения») о создании в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Руководство подготовлено авторским коллективом под руководством В.В. Рубцова, президента Федерации психологов образования России.

Семинар прошел в гибридном формате (очно на базе «Точки кипения» МГППУ и дистанционно) и собрал более 1000 участников из 53 регионов России – экспертов в области образования: руководителей образовательных организаций, специалистов психологических служб школ, классных руководителей, педагогов, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представителей родительских ассоциаций.

Модераторами семинара выступила исполнительный директор Федерации психологов образования России, руководитель Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников О.И. Леонова и заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации М.Л. Солдатенкова.

Основными направлениями дискуссий мероприятия стало экспертное обсуждение содержания разделов Руководства, посвященных поддержанию в школе психологического благополучия и созданию дружелюбной среды для детей из семей иностранных граждан.

Ключевой вектор экспертной дискуссии был задан выступлениями проректора по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ О.В. Вихристюк и исполнительного директора Федерации психологов образования России О.И. Леоновой о целях и задачах, поставленных перед разработчиками руководства всеми участниками образовательного процесса: представителями родительского сообщества, учителями, психологами, руководителями школ и определяющих содержательное наполнение его разделов.

Участники семинара выделили ряд основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты при создании в школе дружелюбной среды для детей из семей иностранных граждан: особенности работы с семьями детей, их социокультурная и языковая адаптация, вопросы профилактики буллинга.

В контексте заданной темы профессор Московского государственного областного университета Т.И. Шульга предложила осветить в руководстве ряд принципиальных позиций, связанных с задачей разработки индивидуального образовательного маршрута для детей из семей иностранных граждан, испытывающих трудности социокультурной и языковой адаптации: учет возрастных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на специфику их трудностей; алгоритм работы педагога и психолого-педагогической службы образовательной организации с семьями детей данной целевой группы; использование цифровых образовательных ресурсов как эффективного инструмента решения проблемы социокультурной и языковой адаптации. Также эксперт предложила дополнить диагностический инструментарий для детей из семей иностранных граждан, представленный в руководстве, методиками для измерения толерантности, социальных установок и социально-психологической адаптации у подростков.

Доцент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Т.И. Куликова в своем выступлении отметила, что решение задачи оказания адресной помощи детям из семей иностранных граждан, недостаточно владеющих русским языком, осуществляется в руководстве за счет широкого спектра психолого-педагогических технологий и практик, прошедших профессиональную экспертизу и направленных на работу с проблемой социальной интеграции данной категории детей в образовательную среду. М.Л. Солдатенкова подчеркнула, что рекомендации, представленные в руководстве, являются универсальными и позволяют решать задачи социокультурной адаптации детей с миграционной историей, стоящие перед образовательной организацией, даже при кадровом дефиците специалистов психологической службы.

Отвечая на запрос участников образовательных отношений о необходимости создания в школе дружелюбной среды для детей-мигрантов, испытывающих трудности языковой адаптации, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета Е.Б. Плаксина подчеркнула представленный в руководстве междисциплинарный подход к решению данной задачи, включающий слаженную работу руководителя школы, педагогического коллектива, психологической службы, родителей детей-мигрантов.

Одной из центральных задач при формировании дружелюбной среды, по мнению участников дискуссии, является профилактика буллинга в образовательной организации. Описанные в руководстве алгоритмы работы с буллингом, в том числе по национальному признаку, обсуждались в докладах директора Научно-образовательного центра «Психология одаренных детей и подростков» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина Е.Н. Волоковой и заместителя руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации А.В. Ермолаевой. Эксперты отметили концептуальную проработанность раздела руководства в части описания междисциплинарной модели взаимодействия профилактики буллинга в образовательном учреждении. По мнению Е.Н. Волковой, данный раздел может быть дополнен ссылками на программы и технологии, успешно применяемые участниками семинара на практике в образовательных организациях.

Выступления экспертов – разработчиков разделов руководства по целевой группе «дети из семей иностранных граждан» вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Специалисты школ обсуждали нежелание детей из семей иностранных граждан и их родителей включаться в новую социальную среду, проблемы организации ресурсных классов и внешкольных курсов для детей-инофонов и детей-билингвов, построение и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Вопросы, вызвавшие наиболее активный отклик слушателей, прокомментировала модератор дискуссии М.Л. Солдатенкова.

Экспертные заключения на разделы руководства, посвященные работе с детьми из семей иностранных граждан дали руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации О.А. Ульянина и заведующий сектором мониторинга и координации деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации Т.В. Криворучко.

О.А. Ульянина указала на то, что в руководстве раскрывается практически значимая тема, требующая особого внимания – многоуровневая система профилактики противоправного поведения несовершеннолетних из семей иностранных граждан. По мнению эксперта, в руководстве успешно аккумулированы лучшие практики работы с проблемами данной целевой группы, ориентированные на всех участников образовательных отношений как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов.

Т.В. Криворучко высоко оценила практическую ориентированность руководства, четкое описание алгоритма действий для каждого из участников образовательного процесса в части включения как ребенка-мигранта, так и его родителей в процессы социокультурной адаптации. Особенно важными представляются рекомендации для учителя, как ключевой фигуры успешной организации деятельности детей из семей иностранных граждан в образовательной организации.

В завершение работы семинара выступила педагог-психолог детского сада комбинированного вида № 50 «Огонек» г.п. Икша Н.А. Шляпцева с сообщением о преемственности ступеней дошкольного и среднего общего образования согласно последним изменениям в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим перед экспертным сообществом встает задача создания подобного руководства, «коробочного решения» по взаимодействию с детьми-мигрантами их семьями для специалистов системы дошкольного образования. Предложение Н.А. Шляпцевой было поддержано участниками мероприятия – воспитателями, специалистами дошкольных образовательных учреждений.

Предложения и рекомендации, высказанные экспертами на семинаре, будут учтены авторским коллективом при доработке текста руководства и методических навигаторов.

Источники: Научно-методический центр сопровождения педагогических работников Сектор «Точка кипения МГППУ»