Образовательные потребности несовершеннолетних иностранных граждан: обучающие мероприятия по практике
Новость
27 октября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Разработка и апробация системы оценки особых (дополнительных) образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан» в рамках цикла «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из семей иностранных граждан» (руководитель – Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Этнопсихология и проблемы поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ) первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущая обучающего мероприятия – Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета
Марина Юрьевна рассказала слушателям, каким образом была разработана и апробирована система оценки особых (дополнительных) образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, детей-мигрантов и детей с миграционным опытом.
Методологической основой системы являются идеи об инклюзии. Именно этот подход позволяет реагировать на разнообразие. Инклюзивная культура включает в себя определенные меры, процедуры, программы, действия, которые создают среду, где разнообразие рассматривается, как ресурс. Разнообразие потребностей, ценностей, характеристик обогащает, а не является препятствием.
«По направлению обеспечения сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан, мы рассматриваем социальную инклюзию. В рамках социальной инклюзии происходит включение индивидов, субкультур, групп в более широкое сообщество, в более широкую идентичность».
Подробно были рассмотрены вопросы дифференциации адресной помощи детям-мигрантам, модель дополнительных образовательных потребностей учащегося мигранта, в рамках которой выделены 5 образовательных потребностей:
- необходимость овладения языком принимающего общества
- знания ребенка по основным учебным предметам (предметные компетенции)
- психологическое благополучие
- социальные навыки
- ориентация ребенка на культурные нормы
Данные потребности позволяют анализировать, с какими сложностями сталкивается ребенок, и какая адресная поддержка может быть оказана.
«Для нас важно, чтобы ребенок сохранил ощущение сопричастности к родной культуре, чтобы он не утрачивал привязанность и значимость культуры, где он родился и рос до некоторого времени. Но и ощущал сопричастность к российскому обществу. Разделял и принимал российские нормы».
Далее были представлены методики оценки образовательных потребностей: методики, которые уже существующие на русском языке, но не адаптированные для детей-мигрантов; авторские методики, на основании разработанных в психологической практике принципов; адаптированные иностранные, иноязычные методики. Данные методики разделяются на 2 типа: методики, построенные на самоотчете и методики, построенные на экспертных оценках.
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.
Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.
Контакты:
- Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям МГППУ, тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru
- Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, leonovaoi@mgppu.ru