Вся психология в одном университете

Обучающее мероприятие по практике «Теоретические основы развития общих умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Новость

Теоретические основы развития общих умственных способностей у детей дошкольного возраста

15 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Теоретические основы развития общих умственных способностей у детей дошкольного возраста» цикла «Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте» (руководитель – Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная психология и педагогика» факультета «Психология образования» МГППУ) в рамках первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».

Ведущий обучающего мероприятия – Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная психология и педагогика» факультета «Психология образования» МГППУ

«Практика, о которой хотелось бы вам рассказать, является практическим воплощением исследований, которые проводила лаборатория Леонида Абрамовича Венгера. Данная практика доказательна в экспериментальном плане, то есть строится на доказанных результатах исследований, на основе которых была разработана программа развития, до сих пор использующаяся детскими садами Российской Федерации (хоть и не является широко распространенной). В основе данной программы лежит «Концепция развития познавательных способностей в дошкольном детстве» Леонида Абрамовича Венгера».

В рамках обучающего мероприятия, были определены ключевые пункты, на которых базируются способности: психофизиологические качества человека; качества, по которым люди различаются; возникают и развиваются в деятельности.

«Деятельность ребенка не ограничена рамками учебных предметов, мир для него не расчленен на физические, химические, биологические, социальные и другие типы явлений. Жизнь дошкольника заполнена особыми «детскими» видами деятельности — он без конца возится с разными предметами, играет, рисует, лепит, возводит постройки из кубиков».

Ирина Анатольевна отметила, что точки зрения концепции Л.А. Венгера, способности – разные виды ориентировочных действий, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач. А также понятие сенсорных эталонов - выработанных в процессе исторического развития человечества и усваиваемых в онтогенезе образцов чувственных качеств предметов, опосредствующих восприятие ребенка.

Особое внимание было уделено наглядному пространственному моделированию – построению и использованию пространственных моделей, отображающих в более или менее обобщенной форме отношения между предметами и явлениями действительности. Предметные и графические формы моделирования складываются в деятельности ребенка и становятся источником внутренних действий моделирования, направленных на построение и использование модельных представлений и выступающих в качестве общей умственной способности.

В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.

Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.

Контакты:

  • Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям (тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru)
  • Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», (тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru)

Источники: Отдел по международным связям Факультет "Психология образования" Научно-методический центр сопровождения педагогических работников Сектор «Точка кипения МГППУ» Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах