Вся психология в одном университете

Методика ранней профилактики социальных рисков детства в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: обучающее мероприятие

Новость

2023-12-28 Методика ранней профилактики социальных рисков детства в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: обучающее мероприятие

28 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «"Умелый класс": психолого-педагогическая технология профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков. Мишени и механизмы профилактики и антибуллингового эффекта» цикла «Технология ранней профилактики буллинга и девиантного поведения» (руководитель – Чиркина Римма Вячеславовна, заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ, доцент, руководитель магистерской программы «Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства» факультета юридической психологии МГППУ, кандидат психологических наук) в рамках второй сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».

Ведущие мероприятия:

  • Чиркина Римма Вячеславовна, заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ, доцент, кандидат психологических наук, руководитель проекта «Умелый класс»
  • Бригадиренко Наталья Владимировна, педагог-психолог, руководитель федеральной методической площадки «Умелый класс» на базе ГАОУ СО «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»
  • Аксенова Нина Вадимовна, заместитель директора ГАОУ СО «МЭЛ им. А.Г. Шнитке», учитель начальных классов
  • Бахтеева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов ГАОУ СО «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»
  • Беляк Татьяна Павловна, учитель начальных классов ГАОУ СО «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»

В рамках обучающего мероприятия были раскрыты следующие темы:

  1. «Умелый класс»: 15-шаговый алгоритм формирования навыков у детей. Психологические механизмы профилактики девиаций, дезадаптации и антибуллингового эффекта
  2. «Умелый класс»: психолого-педагогическое сопровождение
  3. Решение образовательных задач через реализацию программы «Умелый класс»
  4. «Умелый класс» как средство саморазвития младших школьников
  5. Эволюция взаимоотношений семьи и школы в ходе реализации программы «Умелый класс»

Психолого-педагогическая технология профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков «Умелый класс» является инструментом ранней профилактики социальных рисков детства в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (школьной дезадаптации, эмоциональных и поведенческих проблем, девиаций, нарушений системы отношений: остракизма, школьного буллинга, конфликтов). Основной упор делается на особую форму организации отношений между одноклассниками, изменение отношения учителя и родителей к проблемам детей в процессе коллективной игровой деятельности по формированию базовых школьных и индивидуальных социальных навыков у детей. Данная технология может применяться в дистанционном формате, для более старших возрастов, в разновозрастных группах, в классах и группах с детьми с ОВЗ и в инклюзивном формате (модификации МГППУ в процессе апробации).

Заданный технологией алгоритм освоения навыков, состоит из 15 последовательных шагов, начиная с выбора навыка и заканчивая празднованием успеха и передачей своего опыта другим. Освоение навыков происходит в безопасном пространстве, где задаются правила игры, построенные по принципу позитивной обратной связи: нужно замечать и отмечать достижения других детей, на ошибки реагировать условным сигналом напоминанием. Игровая ситуация задается карточками с названием, изображением и описанием навыков, а также символикой и атрибутикой шагов: выбор «существа силы» –героя навыка, сигнала-напоминания, образа будущего праздника.

«Умелый класс» – практика с доказанной эффективностью комплексного воздействия на повышение компетентности педагогов в области управления социальными рисками детства в учебной и внеучебной работе; создание поддерживающего сообщества на основе новых инструментов организации взаимодействия участников образовательных отношений (интегрирована с восстановительной технологией Круг поддержки сообщества, основанной на принципах медиации). Антибуллинговый эффект практики за счет того, что специалисты, работающие с детьми, в результате освоения этого метода могут говорить с детьми о проблемах позитивно, сотрудничать с семьей и друзьями ребенка, использовать Kids Skills как индивидуально, так и фронтально.

В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.

Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.


Контакты:

  • Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям МГППУ, тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru
  • Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru

Источники: Отдел по международным связям Факультет "Юридическая психология" Научно-методический центр сопровождения педагогических работников Сектор «Точка кипения МГППУ» Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах