Вышел в свет научно-практический сборник под редакцией профессора Татьяны Басиловой
Новость
Академия «Со-единение» выпустила сборник под редакцией профессора кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд. психол. наук Татьяны Александровны Басиловой: Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи: научно-практический сборник / Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. ISBN 978-5-16-016799-2
В нем собраны 20 статей, написанных по материалам студенческих и магистерских научных работ (дипломов и магистерских диссертаций), 13 из которых выполнены в рамках одноименной магистерской программы и 1 диплома специалиста по клинической психологии - выпускников кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ. Ссылку на электронную публикацию сборника можно найти на сайте Фонда «Со-единение».
Предлагаем вашему вниманию предисловие научного редактора к этому изданию.
Эта работа является первой публикацией, объединяющей двадцать статей, выполненных по результатам осуществления двух образовательных проектов, открытых в 2015-2016 годах. Магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями», которая реализуется в ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ) и проекта «Наставники и Ученики» Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», направленной на развитие научных исследований в области слепоглухоты в разных регионах России и СНГ. Одной из главных задач этих двух проектов было формирование научного сообщества студентов, преподавателей и специалистов по изучению проблем психолого-педагогического сопровождения слепоглухих и лиц с множественными нарушениями развития. Все статьи сборника являются совместным творчеством студентов, магистрантов и их научных руководителей, содержание большинства из них – это дипломные работы или магистерские диссертации.
Первый раздел сборника представляет результаты исследований в области помощи детям с врожденной слепоглухотой и тяжелыми множественными нарушениями. Проблемам развития средств общения детей с нарушением зрения и слуха и выраженным отставанием в развитии посвящены статьи А.М.Ануровой и Д.А.Сальниковой, выполненные под научным руководством А.Ю.Хохловой. Результаты сравнительной нейропсихологической диагностики двигательного развития детей с комплексными, включающими зрительную или слуховую недостаточность, нарушениями представлены в статье Е.Е.Переверзевой и Т.А.Басиловой. Особенности оценки слухоречевого развития у кохлеарно имплантированных глухих детей с разной степенью нарушений зрения раскрываются в статье О.Л.Беляевой и О.В.Вороновой. Особенностям отношения и готовности к освоению системы Брайля детей с нарушениями не только зрения, но и слуха и их родителей посвящена статья Т.В.Вороновой и Г.А.Проглядовой. Опыт использования дидактических игр и арт-терапии в дошкольном образовании детей с бисенсорными нарушениями описывается в статье А.Д.Высоцкайте и О.Ю.Пискун. Попытке исследовать возможности воображения у детей с комплексными нарушениями посвящена статья В.А.Лазаревой и Ю.И.Родина.
Во второй раздел сборника вошли четыре статьи об особенностях семей, воспитывающих детей с комплексными нарушениями. Три статьи, А.В.Большовой и В.В.Ткачевой, А.С.Куренной и А.Ю.Хохловой, Д.Р.Лазаревой и А.А.Твардовской, знакомят читателей с разным опытом организации работы с родителями: в московских коррекционной школе и Ресурсном Центре «Ясенева поляна», а также в условиях Лекотеки в г.Казань. В статье А.Г.Чивичевой и А.Ю.Хохловой проводится анализ отношений между здоровыми братьями и сестрами и их слепоглухим сибсом.
Третий раздел сборника посвящен исследованиям в области сопровождения молодых и взрослых инвалидов с ментальными нарушениями в условиях благотворительных реабилитационных центров, специальных подразделений государственных колледжей и в условиях сопровождаемого проживания. Статьи М.А.Ветровой, Е.Е.Гайдуковой и Н.А.Карповой, выполненные под руководством Т.А.Басиловой, затрагивают проблемы развития общения и самосознания у молодых лиц с выраженной умственной отсталостью и поведенческими расстройствами разной этиологии. Работы В.А.Озеровой, Ф.П.Райгородской и А.С.Янушковой, выполненные под руководством В.В.Ткачевой, анализируют опыт работы по развитию коммуникативных, бытовых и трудовых навыков у лиц с тяжелыми множественными нарушениями в условиях мастерских реабилитационного центра и на базе проекта тренировочного проживания "Дом под крышей" в Москве.
Четвертый, заключительный раздел сборника посвящен поддержке взрослых людей, потерявших слух и зрение. В статье Э.Г.Касимовой и Р.Ф.Кутлубаевой описывается разработка тактильного алфавита ЛОРМ для лиц, потерявших зрение и слух во взрослом возрасте, на башкирском и татарском языках, позволяющая организовать общение с ними на родном языке. В статье Е.М.Лагуниной и Т.А.Басиловой описывается опыт обучения взрослых слепоглухих с различной структурой нарушения современным информационным технологиям. А в статье П.А.Мазаева и Т.А.Басиловой анализируется успешность влияния участия слепоглухих в театральной деятельности на их речевое развитие.
К сожалению, в силу особых обстоятельств неблагоприятной эпидемиологической ситуации, не все участники двух больших проектов смогли принять участие в этом сборнике. Но мы надеемся, что такой опыт совместных публикаций будет продолжен в будущем. Хочется выразить благодарность всем авторам статей, принявшим участие в создании сборника и, особенно, Благотворительному Фонду «Со-единение» за возможность его издания.
Т.А. Басилова,
кандидат психологических наук,
профессор кафедры специальной психологии
и реабилитологии факультета
"Клиническая и специальная
психология" МГППУ, эксперт Фонда поддержки
слепоглухих «Со-единение»