Татьяна Александровна Басилова
профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии
ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.10 Коррекционная психология, диссертация на тему «Особенности формирования игровых действий у слепоглухих детей» защищена в 1989)
ученое звание: старший научный сотрудник
уровень образования: высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова
наименование направления подготовки и (или) специальности: Детская и педагогическая психология
квалификация: Психолог. Преподаватель психологии
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- 2021 – «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings» (16 час.)
- 2015 – «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов» (72 часа)
- 2011 – «ФГОС ВПО по направлению 050400-Психолого-педагогическое образование» (72 часа) МГППУ
- 2010 – «Основные направления подготовки педагогов, работающих со слепоглухими и незрячими детьми со сложными нарушениями» (72 часа)
- 2008 – «Психологическое образование в Европе и России в контексте Болонского движения» (72 час.)
- 2008 – «Современные магистерские программы международного уровня: требования к разработке и реализации» (74 часа)
- 2007 – «Инновационная образовательная программа» (72 часа)
- 2004-2005- «Современные информационные технологии в психологии и педагогике» (32 часа)
участие в редколлегиях научных журналов: Член редколлегий журналов «Психологическая наука и образование», «Современная зарубежная психология», «Клиническая и специальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков»
общий стаж работы: 50 лет
педагогический стаж: 28 лет
достижения и поощрения:
- Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, 2017
- Памятный знак «За личный вклад в развитии дефектологии», 2017
- Грамота Департамента образования Правительства Москвы «За многолетнюю плодотворную работу в системе столичного профессионального образования», 2009
- Медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, 2006
- Медаль им. Г.И. Челпанова (1 степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2006
- Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологии в сфере образования, 2002-03
Читаемые дисциплины:
- Специальная психология
Читаемые разделы модулей:
- Специальная психология
- Коррекционно-педагогическая работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
- Современные представления о причинах нарушенного развития
- Технологии развития игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Игра с детьми с ОВЗ,
- Особенности психолого-педагогической диагностики развития лиц с ОВЗ
сфера научных интересов:
- Изучение и обучение слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития
- Диагностика психического развития детей с сенсорными нарушениями,
- Психологическое сопровождение ребенка со сложным нарушением в семье
основные публикации:
соавтор учебников и учебных пособий:
- Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 472 с.
- Специальная психология: Учебник: в 2 тт. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2009 и
- Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001 и 2013.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2011.
- Основы специальной психологии/ Под ред. Кузнецовой Л.В.– М.: Академия, 2002 и 2008.
методические пособия и монографии:
- Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи : научно-практический сборник / под.ред.Т.А.Басиловой - Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. ISBN 978-5-16-016799-2 https://www.deafblindacademy.ru/lib/2-obshchaya-kategoriya/125-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-slepoglukhikh-i-lits-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-narusheniyami
- Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян Ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследования проблем. Москва, Теревинф,2018.-128 с.
- Basilova T.(2017) History of Deafblind Education in Russi Ergon-Verlag 97074 Wurzburg-178p. ISBN 978-3-95650-274-3
- Basilova T.(2017) The History of Education for Deaf-Blind Children in Russia (на японском языке) C0336 Y3800E.-285 p. ISBN978-4-7503-4505-5.
- Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.:Эксмо, 2015 – 208 с.
- Басилова Т.А., Александрова Н.А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
- Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов с в современном мегаполисе: Метод.руков. для работников социальной сферы/Под ред. Т.А.Басиловой. М.,МГППУ, 2008.-252 с.
Статьи в рецензируемых журналах и зарубежных изданиях
- Басилова Т.А. (в соавт. К.А. Пантюхина). Опыт формирования инклюзивной культуры в массовой школе // Вопросы психического здоровья детей и подростков, – 2021 (21). – №2. – С.66-76
- Басилова Т.А. О методическом пособии «Практические методы исследования в образовании: Критическое руководство для начинающего исследователя» // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 103–106. doi:10.17759/jmfp.2021100310
- Басилова Т.А. (в соавт. Демидова М.В.). Опыт оценки особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 41
- Басилова Т.А. (в соавт. А.М. Пайковой) Памяти известного нидерландского психолога Яна Ван Дайка (1937-2018) // Современная зарубежная психология. 2019. Т.8. №2. С.95-99
- Басилова Т.А.(в соавт.Малхасьян Е.А).Вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой. [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 185–197.
- Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017). // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 187–193. doi:10.17759/cpse.2017060412
- Басилова Т.А. (в соавт. Любимовой Т.М.) Использование Эдинбургского рисуночного теста для оценки уровня интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2015 (15). – №1. – С.66-73.
- Басилова Т.А.Об истории обучения слепоглухих детей в Московском регионе [Электронный ресурс] Клиническая и специальная психология 2013. №2.
- Басилова Т.А.50 лет Детскому дому слепоглухих: традиции и современность // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – №2. – С.101-108.
- Басилова Т.А. (в соавт.Белопольская Н.Л.,Инденбаум Е.Л). Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Культурно-историческая психология, 2013, №4.
- Басилова Т.А. Памяти Г.П. Бертынь [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 4.
- Басилова Т.А. Памяти Веры Георгиевны Петровой (8.12.1921 – 27.06.2011) и к 90-летию со дня ее рождения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
- Басилова Т.А.К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой – слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
- Басилова Т.А. По итогам I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1
- Басилова Т.А. (в соавт. Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю.) Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С.82-90.
- Басилова Т.А.Об изменении этиологии и структуры нарушений при слепоглухоте за 35 лет наблюдений // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – №2(12). – С.12-20.
- Басилова Т.А. Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И. Мещеряковым // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С.17-24.
- Басилова Т.А., Лубовский В.Д. О перспективах специальной психологии при переходе на двухуровневую систему высшего образования // Культурно-историческая психология. №3. 2008. –С.51-54.
- Басилова Т.А. (в соавт Александрова Н.А.) Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. – 2006. – №2. – С.3-13.
- Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. – 2006. – №3.
- Басилова Т.А. Александр Иванович Мещеряков (к 80-летию со дня рождения) // Дефектология, 2003. №6.
- Басилова Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. – №4. – С.23-28.
- Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрому Ушера // Дефектология. – 1998 – №6. – С.74-77.
- Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. – №6. – С.61-63
- Басилова Т.А. Полвека международной организации помощи слепоглухим // Дефектология. – №6
- Басилова Т.А. Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей // Дефектология. – – №6.
- Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996 . – №3.
- Басилова Т.А. (в соавт. Цукерман И.В.) Международная конференция по билингвистическому обучению глухих детей // Дефектология. – 1996. – №3.
- Басилова Т.А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. – – №2.
- Басилова Т.А. (в соавт.Беспалов Г.Н.) Пособие "Елочка" для обследования и обучения детей со множественными дефектами// Дефектология,1994,№3
- Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. – 1994 – №4.
- Басилова Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1994. – № 5.
- Басилова Т.А., (в соавт.Апухтина А.Д., Васина Г.В., Чулков В.Н.) Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефектология. – – №6.
- Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский // Дефектология. – – №2.
- Басилова Т.А. Современное состояние организации обучения слепоглухих за рубежом // Дефектология. 1988. – №5
- Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1987. №1
- Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. – – №4
- Basilova T.(Paikova A.)Changes among the Deafblind popylation in Russia Deafblind Intenational 7 European Conference.Senigalia,Italy.2009. P.104.
- Basilova T.Zlozone I sprzezone zaburzenie rozwojowe u dziecka: duskurs teoretyczno-praktyczny/Osoba z niepetnosprawnoscia – opieka, terapia,wsparcie- Torun,Uniwersytetu Mikolaja Kopernika,2009.P.45-54.
- Basilova T.Changes of the Population of Deafblindness in Russia. Przegląd Badań Edukacyjnych" (6 in Poland)/ISSN 1895-4308/ Nr 18(1|2014) s.23-36
- Basilova T.I.A.Sokolyansky and His Methods of Teaching Visually and Audio-Impaired Children Digest Cultural-Historical Psychology,2006,N1-3.p.10-11.
- Basilova T.Niewerbalne metody komunikacji gluchoniewidomych Edukacja i rehabilitacja osob gluchoniewidomych (modelowe roziazagia), pjd redakcja C.Kosakowskiego I M.Zaorskiej. Wydawnictwo, Uniwersytetu Warminsko-Vazurskiego, Olsztyn ( Poland),2002, c.107-117.
- Basilova T.Social orientation and its significance in the development of personality. DBI Review, Nu.27,January-June 2001,p.21-23.
- Basilova T.90 Years of Teaching Deafblind Children in Russia – Interfluence of Ideas Through Borders.// Proceeding XII DBI World Conference "Developing through relationships: Celebrating Achievements"Portugal, 1999.
- Basilova T.The problem of self-identity in the deaf child. Deaf children and bilingual Education (Proceedings of the International Conference on Bilingual Education of Deaf Children).Москва, Загрей , 1998, p.8-12
- Bassilova T.Problems of psychological status of children who are losing sight and hearing in adolescence// 9th European Usher Stady Group. Madrid, 1997
- Bassilova T.Traditions and Tends in deafblind Education in Russia// Proceeding III European Conf.of IAEDB Potsdam,Germany,1993,p.16-170
- Bassilova T.The Genezis of Deafblind children’s Play //Deafblind Education”,no.7: Jan.-June 1991, p.7-9.
- Bassilova T.Use of the Role games to Develop Social and Everyday Orientation of Deaf Children with Impaired Vision// Abstracts of Presentation Intern. Congr. on Education of Deaf Rochester-NY,USA,1990.
- Bassilova T.Entwicklungsbedingungen erster Gebarden taubbinder Kinder. Sondershule,1988 (33), N3,p.162-167.
Выступления в СМИ:
"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 2 (5 февраля 2021)
"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 1 (5 января 2021)
Язык без жестов: как понять особенных людей (28 сентября 2017)
Факультет ненужных вещей. Проблемы слепоглухих (17 апреля 2016)
Книга об истории обучения слепоглухих детей впервые издана в России (21 сентября 2015)
E-mail: | basilovata@mgppu.ru |