Татьяна Александровна Басилова

Татьяна Александровна Басилова

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии

ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность 19.00.10 Коррекционная психология, диссертация на тему «Особенности формирования игровых действий у слепоглухих детей» защищена в 1989)

ученое звание: старший научный сотрудник

уровень образования: высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова

наименование направления подготовки и (или) специальности: Детская и педагогическая психология

квалификация: Психолог. Преподаватель психологии

 

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • 2021 –  «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings» (16 час.)
  • 2015 – «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных образовательных программ бакалавриата с усилением практической напрвленности подготовки будущих педагогов» (72 часа)
  • 2011 – «ФГОС ВПО по направлению 050400-Психолого-педагогическое образование» (72 часа) МГППУ
  • 2010 – «Основные направления подготовки педагогов, работающих со слепоглухими и незрячими детьми со сложными нарушениями» (72 часа)
  • 2008 – «Психологическое образование в Европе и России в контексте Болонского движения» (72 час.)
  • 2008 – «Современные маргистерские программы международного уровня: требования к разработке и реализации» (74 часа)
  • 2007 – «Инновационная образовательная программа» (72 часа)
  • 2004-2005- «Современные информационные технологии в психологии и педагогике» (32 часа)

участие в редколлегиях научных журналов: Член редколлегий журналов «Психологическая наука и образование»«Современная зарубежная психология»«Клиническая и специальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков»

общий стаж работы: 48 лет

педагогический стаж: 26 лет

достижения и поощрения:

  • Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, 2017
  • Памятный знак «За личный вклад в развитии дефектологии», 2017
  • Грамота Департамента образования Правительства Москвы «За многолетнюю плодотворную работу в системе столичного профессионального образования», 2009
  • Медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, 2006
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (1 степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2006
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологии в сфере образования, 2002-03

Читаемые дисциплины:

  • Специальная психология

Читаемые разделы модулей:

  • Современные представления о причинах нарушенного развития
  • Клинико-психолого-педагогическое изучение детей с комплексными нарушениями
  • История обучения слепоглухих
  • Практикум: Психологическая помощь лицам с приобретенными комплексными нарушениями
  • Технологии развития игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Научно-методический семинар «Зарубежные исследования в области первазивных расстройств».
  • Игра с детьми с ОВЗ
  • Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ 

сфера научных интересов:

  • Изучение и обучение слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития
  • Диагностика психического развития детей с сенсорными нарушениями,
  • Психологическое сопровождение ребенка со сложным нарушением в семье

основные публикации:

соавтор учебников и учебных пособий:

  1. Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 472 с.
  2. Специальная психология: Учебник: в 2 тт. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2009 и
  3. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001 и 2013.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2011.
  5. Основы специальной психологии/ Под ред.Кузнецовой Л.В.– М.: Академия, 2002 и 2008.

методические пособия и монографии:

  1. Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян Ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследования проблем. Москва, Теревинф,2018.-128 с.
  2. Basilova T.(2017) History of Deafblind Education in Russi Ergon-Verlag 97074 Wurzburg-178p. ISBN 978-3-95650-274-3
  3. Basilova T.(2017) The History of Education for Deaf-Blind Children in Russia (на японском языке) C0336 Y3800E.-285 p. ISBN978-4-7503-4505-5.
  4. Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.:Эксмо, 2015 – 208 с.
  5. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  6. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов с в современном мегаполисе: Метод.руков. для работников социальной сферы/Под ред.Т.А.Басиловой. М.,МГППУ, 2008.-252 с.

Статьи в рецензируемых журналах и зарубежных изданиях

  1. Басилова Т.А. (в соавт. Демидова М.В.). Опыт оценки особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 41
  2. Басилова Т.А. (в соавт. А.М. Пайковой) Памяти известного нидерландского психолога Яна Ван Дайка (1937-2018) // Современная зарубежная психология. 2019. Т.8. №2. С.95-99
  3. Басилова Т.А.(в соавт.Малхасьян Е.А).Вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой. [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 185–197.
  4. Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017). [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 187–193. doi:10.17759/cpse.2017060412
  5. Басилова Т.А. (в соавт. Любимовой Т.М.) Использование Эдинбургского рисуночного теста для оценки уровня интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2015 (15). –  №1. –  С.66-73.
  6. Басилова Т.А.Об истории обучения слепоглухих детей в  Московском регионе  [Электронный ресурс] Клиническая и специальная психология 2013. №2.
  7. Басилова Т.А.50 лет Детскому дому слепоглухих: традиции и современность // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – –  №2. –  С.101-108.
  8. Басилова Т.А. (в соавт.Белопольская Н.Л.,Инденбаум Е.Л). Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Культурно-историческая психология, 2013, №4.
  9. Басилова Т.А. Памяти Г.П. Бертынь [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 4.
  10. Басилова Т.А. Памяти Веры Георгиевны Петровой (8.12.1921 – 27.06.2011) и к 90-летию со дня ее рождения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
  11. Басилова Т.А.К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой – слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
  12. Басилова Т.А. По итогам I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1
  13. Басилова Т.А. (в соавт. Моисеева И.В.,  Саприна Е.А., Хохлова А.Ю.) Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С.82-90.
  14. Басилова Т.А.Об изменении этиологии и структуры нарушений при слепоглухоте за 35 лет наблюдений // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – №2(12). – С.12-20.
  15. Басилова Т.А. Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И. Мещеряковым // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С.17-24.
  16. Басилова Т.А., Лубовский В.Д. О перспективах специальной психологии при переходе на двухуровневую систему высшего образования // Культурно-историческая психология. №3. 2008. –С.51-54.
  17. Басилова Т.А. (в соавт Александрова Н.А.) Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. – 2006. – №2. – С.3-13.
  18. Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. – 2006. – №3.
  19. Басилова Т.А. Александр Иванович Мещеряков (к 80-летию со дня рождения) // Дефектология, 2003. №6.
  20. Басилова Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. –  –  №4. –  С.23-28.
  21. Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрому Ушера // Дефектология. – 1998 –  №6. –  С.74-77.
  22. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. – №6. – С.61-63
  23. Басилова Т.А. Полвека международной организации помощи слепоглухим // Дефектология. – №6
  24. Басилова Т.А. Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей // Дефектология. – – №6.
  25. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996 . –  №3.
  26. Басилова Т.А. (в соавт. Цукерман И.В.) Международная конференция по билингвистическому обучению глухих детей // Дефектология. – 1996. – №3.
  27. Басилова Т.А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. –  –  №2.
  28. Басилова Т.А. (в соавт.Беспалов Г.Н.) Пособие "Елочка" для обследования и обучения детей со множественными дефектами// Дефектология,1994,№3
  29. Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. –  1994 – №4.
  30. Басилова Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1994. –  № 5.
  31. Басилова Т.А., (в соавт.Апухтина А.Д., Васина Г.В., Чулков В.Н.) Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефектология. –  – №6.
  32. Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский // Дефектология. – – №2.
  33. Басилова Т.А. Современное состояние организации обучения слепоглухих за рубежом // Дефектология. 1988. – №5
  34. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1987. №1
  35. Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. – –  №4
  36. Basilova T.(Paikova A.)Changes among the Deafblind popylation in Russia Deafblind Intenational 7 European Conference.Senigalia,Italy.2009. P.104.
  37. Basilova T.Zlozone I sprzezone zaburzenie rozwojowe u dziecka: duskurs teoretyczno-praktyczny/Osoba z niepetnosprawnoscia – opieka, terapia,wsparcie- Torun,Uniwersytetu Mikolaja Kopernika,2009.P.45-54.
  38. Basilova T.Changes of the Population of Deafblindness in Russia. Przegląd Badań Edukacyjnych" (6 in Poland)/ISSN 1895-4308/ Nr 18(1|2014) s.23-36
  39. Basilova T.I.A.Sokolyansky and His Methods of Teaching Visually and Audio-Impaired Children Digest Cultural-Historical Psychology,2006,N1-3.p.10-11.
  40. Basilova T.Niewerbalne metody komunikacji gluchoniewidomych Edukacja i rehabilitacja osob gluchoniewidomych (modelowe roziazagia), pjd redakcja C.Kosakowskiego I M.Zaorskiej. Wydawnictwo, Uniwersytetu Warminsko-Vazurskiego, Olsztyn ( Poland),2002, c.107-117.
  41. Basilova T.Social orientation and its significance in the development of personality. DBI Review, Nu.27,January-June 2001,p.21-23.
  42. Basilova T.90 Years of Teaching Deafblind Children in Russia – Interfluence of Ideas Through Borders.// Proceeding XII DBI World Conference "Developing through relationships: Celebrating Achievements"Portugal, 1999.
  43. Basilova T.The problem of self-identity in the deaf child. Deaf children and bilingual Education (Proceedings of the International Conference on Bilingual Education of Deaf Children).Москва, Загрей , 1998, p.8-12
  44. Bassilova T.Problems of psychological status of children who are losing sight and hearing in adolescence// 9th European Usher Stady Group. Madrid, 1997
  45. Bassilova T.Traditions and Tends in deafblind Education in Russia// Proceeding III European Conf.of IAEDB Potsdam,Germany,1993,p.16-170
  46. Bassilova T.The Genezis of Deafblind children’s Play //Deafblind Education”,no.7: Jan.-June 1991, p.7-9.
  47. Bassilova T.Use of the Role games to Develop Social and Everyday Orientation of Deaf Children with Impaired Vision// Abstracts of Presentation Intern. Congr. on Education of Deaf Rochester-NY,USA,1990.
  48. Bassilova T.Entwicklungsbedingungen erster Gebarden taubbinder Kinder. Sondershule,1988 (33), N3,p.162-167.

публикации в РИНЦ

Выступления в СМИ:

"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 2 (5 февраля 2021)

"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 1 (5 января 2021)

Язык без жестов: как понять особенных людей (28 сентября 2017)

Факультет ненужных вещей. Проблемы слепоглухих (17 апреля 2016)

Книга об истории обучения слепоглухих детей впервые издана в России (21 сентября 2015)


Телефон:   +7 (499) 975-56-29

E-mail:   basilovata@mgppu.ru

Контакты

Адреса:

  • Москва, Спасский тупик, д. 6, стр. 1, каб. 315 (деканат), 308 (кафедры);
  • Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 301 (деканат).

Телефоны:   +7 (499) 975-49-08, +7 (499) 244-07-15 (деканат), +7 (499) 975-56-29 (кафедры), +7 (985) 535-38-05 (секретарь приемной комиссии факультета)

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.

Сайт факультета: https://sp.mgppu.ru

E-mail: ksp.mgppu@gmail.com