Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

Людмила Михайловна Карнозова

Людмила Михайловна Карнозова

Должность: доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, руководитель магистерской программы «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании и системе профилактики социальных рисков"

Ученая степень: кандидат психологических наук

Уровень образования: высшее

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Экономика и организация автомобильного транспорта (Московский автомобильно-дорожный институт), 1974 г.

Квалификация: инженер-экономист

Аспирантура – Московский государственный заочный педагогический институт, кафедра психологии, 1986-1990.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: 

Профессиональная переподготовка: «Управление социальными процессами: подготовка медиаторов и тренеров по медиации» (576 ч., 2012 г., Институт международных социально-гуманитарных связей);

Повышение квалификации за последние 3 года:

  1. «Организационно-методическое и содержательное руководство подготовкой выпускных квалификационных работ по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование» (72 ч., 2024 г., частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Эко-Образование»);
  2. «Практики социокультурной медиации в образовании» (24 ч., 2023 г Сибирский федеральный университет, Центр переподготовки и повышения квалификации Института педагогики, психологии и социологии).


Общий стаж работы: 54 года

Стаж научно-педагогической работы, в том числе стаж педагогической работы в вузах и учреждениях повышения квалификации: 49 лет, в вузах – 19 лет.

Сфера научных интересов:

  • Психология и право
  • Восстановительный подход в работе с конфликтными, криминальными и иными сложными ситуациями человеческих отношений
  • Ювенальная юстиция
  • Медиация
  • Нарративные практики
  • Системомыследеятельностная методология.


Читаемые дисциплины:

  1. Социально-философские и научно-дисциплинарные основания концепции восстановительного правосудия
  2. Концепция восстановительного правосудия
  3. Медиативный метод. Виды и устройство восстановительных программ
  4. Восстановительная коммуникация и навыки работы ведущего восстановительных программ
  5. Типология восстановительных программ
  6. Психолого-педагогическое содержание восстановительных программ
  7. Практикум «Документальное сопровождение восстановительных программ»
  8. Восстановительные технологии в психолого-педагогической практике
  9. Восстановительный подход в работе с социальными рисками в сфере детства

Участие в редколлегиях научных журналов: член редакторской группы журнала «Вестник восстановительной юстиции» (Журнал включен в РИНЦ)


Публикации (основные): 

  1. Двутематические ОД-игры по проблемам образования: социокультурный, методологический и игротехнический аспекты // Вопросы методологии, 1991. № 2 (в соавторстве с Г. И. Александровой). 
  2. По направлению к смыслу: ситуативный и культурно-исторический императив методологической работы // Вопросы методологии, 1994. № 1-2.
  3. Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. Монография. - М.: NOTA BENE, 2000. – 368 с.
  4. Ювенальная юстиция – охранительная и восстановительная Учебное пособие. - М.: Проспект, 2004. – 144 с. (в соавторстве С Э.Б. Мельниковой).
  5. Гуманитарные начала в деятельности судьи в уголовном процессе. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2004. – 96 с.
  6. Организационно-деятельностная игра // Георгий Петрович Щедровицкий / под ред. П.Г. Щедровицкого, В.Л. Даниловой. - М.: РОССПЭН, 2010 (Философия России второй половины ХХ в). С. 359-403.
  7. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. Монография. - М.: Р. Валент, 2010. – 480 с.
  8. Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция // Государство и право, 2008. № 3. С. 54-64.
  9. Пути становления ювенальной юстиции в России (к столетию создания первого в России ювенального суда) // Труды ИГП РАН. № 6, 2009. С. 90 -118 (в соавторстве С Э.Б. Мельниковой).
  10. Восстановительное правосудие в российской правовой системе // Адвокат, 2012. № 12. С. 34-46.   
  11. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями [Электронный ресурс] // Психология и право 2012. №4. URL:  Ссылка
  12. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). Монография. - М.: Проспект, 2014/2024. - 264 с.
  13. Пути формирования в России дружественного к ребенку правосудия: кодификация законодательства и социально-педагогическая инфраструктура // Труды Института государства и права РАН. № 4 (56), 2016. С. 150 - 172.
  14. Коммуникативная позиция: два подхода в социально-гуманитарных практиках // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей по материалам международной научной конференции 9–11 июля 2015 года. Москва, Департамент интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, 2015. С. 250-259.
  15. Восстановительное правосудие как трансдисциплинарная область // Первые Степинские чтения. Современный этап развития науки и кризис техногенной цифилизации. Матер. Конф. С международным участием. М., 5 – 6 ноября 2019 г. / Отв. ред.В.Г. Буданов, В.А. Лекторский. - Курск, ЗАО «Университетская книга», 2019. С. 291 – 295.
  16. Доктрина дружественного к ребенку правосудия: проблемы и перспективы реализации (глава в коллективной монографии) // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / под общ ред. С.В. Максимова, В.Л. Шульца; отв. Ред. С.А. Бочкарев. - М.: Проспект, 2021. С. 687 – 713.
  17. Мониторинг деятельности территориальных служб примирения за 2014 г., (а также за 2015, 2016, 2017, 2018 гг., 2021– см. Вестники восстановительной юстиции. Вып. 12 – 17). – URL: Ссылка
    Возобновление субъективности: роль рефлексии в развитии личности и гуманизации социальных институтов (в соавт. с В.М. Розиным) // Психология и Психотехника. – 2021. № 3. С. 1-16. Сетевое издание, ISSN: 2454-0722.
  18. Восстановительное правосудие и примирительные процедуры по уголовным делам в российской правовой системе: концептуальные положения инициативного законопроекта // Примирительные технологии в социальной сфере: постковид: сб. науч. ст. и материалов всероссийской научно-практической конференции «Медиация как культура согласия. Понимание. Доверие. Смыслы» (Пермь, 9 февраля 2022 года) / отв. ред. Т.И. Марголина, В.А. Леденцова, А.Л. Хавкина; Изд. «Перо», 2022. С. 74 -84.
  19. Две медиации // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2022. С. 243-244.
  20. Дискурсы примирения и проблемы институционализации примирительных процедур по уголовным делам [Электронный ресурс]. Психология и право. 2024. Том 14. № 2. C. 239–253. DOI:10.17759/psylaw.2024140217.
  21. Восстановительный подход как технология преодоления социальной исключенности детей, возвращенных из зон боевых действий (в соавт. с А.Ю. Коноваловым) // Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон Uбоевых действий / Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 488– 507. – URL: Ссылка

Отв. редактор пособий по восстановительному правосудию

  1. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. Учебное пособие / Под ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001. – 334 с.
  2. Организация и проведение программ восстановительного правосудия: Методическое пособие / под редакцией Л.М. Карнозовой и Р.Р. Максудова. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2006. - 244 с.
  3. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство / Сборник материалов / Сост. Л.М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015. С. 10 – 43. [Электронный сборник] – 184 с. Ссылка
  4. Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов) / Сост. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016. – 174 с. – URL: Ссылка
  5. Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов), часть 2. / Сост. Л.М. Карнозова. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2017. – 172 с. – URL: Ссылка

Научная редакция переводов

  1. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Пер. с англ. / общ. ред. Л.М. Карнозовой. Коммент. Л.М. Карнозовой и С.А. Пашина. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 1998/2002. – URL: Ссылка
  2. Уинслэйд Дж., Монк Д. Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов / Пер. с англ. Д.А. Кутузовой под общ. ред. Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.
  3. Хейкки Туркка, Юлия Саархольм. Конфликты в детской и подростковой среде. Руководство по работе со сложными ситуациями. – М.: ИД «Городец», 2024. – 248 с.


Сведения о публикационной активности:

SPIN-код: 1414-0150 AuthorID: 338788

ORCID: 0000-0003-0925-910X

GoogleScholar: Google Scholar

Psyjournals.ru: 5107


Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306 (кафедра)

График работы: согласно расписанию


Телефон: 

+7 (495) 632-99-97


Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00

Телефон: +7 (495) 632-99-97

E-mail факультета: school_jp@mail.ru