Вся психология в одном университете

Заведующий кафедрой Бронюс Айсмонтас и зам. директора РУМЦ Светлана Панюкова рассказали о правилах приёма в вуз лиц с инвалидностью и о профессиональном образовании в эфире радиостанции Всероссийского общества слепых

Новость

в эфире радиостанции Всероссийского общества слепых (ВОС)

29 мая в эфире радиостанции Всероссийского общества слепых (ВОС) в передаче "Свободное плавание" приняли участие БРОНЮС АЙСМОНТАС, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета "Дистанционное обучение", и СВЕТЛАНА ПАНЮКОВА, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В радиопередаче шла речь об изменениях в правилах приёма в высшие учебные заведения абитуриентов с инвалидностью, об условиях поступления, об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГППУ.

Светлана Валерьевна в своём выступлении остановилась на вопросах, которые интересуют людей с инвалидностью, поступающих в вузы.

«В настоящее время в системе высшего образования Российской Федерации огромное внимание уделяется повышению качества обучения студентов с инвалидностью, обеспечению доступности высшего образования. Для этого проводится очень серьёзная работа.

Начать хотелось бы с самых болезненных вопросов, вопросов, связанных с приёмом в вузы, вопросов, которые задают абитуриенты, вопросов, ответы на которые они пытаются найти на различных сайтах».

Как сообщила Светлана Панюкова, в законодательство РФ внесены изменения, и теперь у абитуриентов, имеющих инвалидность, есть возможность подавать документы для поступления одновременно в пять учреждений высшего образования. Раньше молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем, такого права не имели. Они могли подать заявление только в один вуз.

Также Светлана Валерьевна отметила, что «подать документы по особой квоте могут те граждане с ОВЗ, на которых распространяются эти квоты. Например, дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства, и лица, которые получили инвалидность в результате прохождения военной службы. Но при поступлении нужно чётко понимать, что в вузах существует квота. Стандартная квота – это 10% от общего количества бюджетных мест по каждому направлению подготовки. И на места в рамках этой особой квоты могут претендовать только указанные выше категории абитуриентов».

Светлана Панюкова обратила внимание абитуриентов на необходимость при подаче документов в высшее учебное заведение помнить о квотах и подавать в приёмную комиссию те документы, которые подтверждают право на квоту. 

БРОНЮС АЙСМОНТАС, находясь на руководящих должностях факультета дистанционного обучения МГППУ, в течение многих лет занимался организацией приёма в университет лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во вступительной речи он отметил, что «МГППУ уделяет большое внимание психологической поддержке лиц с ОВЗ, оказывает помощь в образовательном процессе этой категории молодёжи, людям с особыми познавательными потребностями, в том числе лицам с инвалидностью.

Студенты с проблемами зрения обучаются на факультете информационных технологий МГППУ, где созданы все необходимые условия для молодых людей этой категории. Для студентов подготовлены необходимые учебные материалы, адаптированные образовательные программы и т.д.

Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья обучаются и на других факультетах университета: факультете социальной коммуникации, факультете дистанционного обучения.

Наш факультет, факультет дистанционного обучения (ФДО), специализируется на образовании по направлению «Психология». С 2005 года мы обучаем студентов с ОВЗ. Каждый год у нас учится примерно 100 студентов с ограничениями здоровья».

Бронюс Броневич обратил внимание радиослушателей на важность образования лиц с инвалидностью. «Когда молодой человек приходит в вуз, у него появляются новые друзья, новые коллеги. Они нужны не только родителям, но и преподавателям, деканату. У этих студентов расширяется круг общения, взаимодействия. Они с утра до вечера занимаются своим образованием, у них появляется новый смысл в жизни. Для большинства из них образование – это реабилитация. Приходя в университет, молодой человек расширяет свой кругозор, расширяет круг общения. У него значительно эффективнее проходят и лечебные процессы.

Изучая психологию на нашем факультете, студенты становятся консультантами, прежде всего в интернет-формате, по телефону. Через телефоны доверия, через скайп они оказывают психологическую поддержку и помощь другим лицам с инвалидностью. То есть равный помогает равному.

Для подготовки психологов на нашем факультете созданы все условия. Студенты учатся на основе дистанционных технологий, поэтому они не всегда приезжают в университет.

Мы не абсолютизируем значение дистанционного обучения. Очень важны и личные встречи, очные форматы. Поэтому у нас смешанный вариант: очное посещение и дистанционное (лекции и семинары в дистанционном формате, посещение практики в очном формате). Это полноценный смешанный вариант».

Радиослушатели активно задавали вопросы. Они получили ответы на вопросы о том, как развивается система высшего инклюзивного образования, какую поддержку студентам с инвалидностью будут оказывать региональные ресурсные центры, что их ожидает в новом учебном году и др.

Разговор получился интересным и содержательным.

Всю передачу можно послушать здесь.

 

Источник: Факультет "Дистанционное обучение"