Вся психология в одном университете

Почему подростки пишут фанфики? Что это такое и стоит ли беспокоиться родителям

СМИ о нас

2022-08-02 Почему подростки пишут фанфики? Что это такое и стоит ли беспокоиться родителям

ФОТО: Растимдетей.рф

О том, когда появились фанфики, почему подростки ими увлекаются, каковы риски фикрайтерства и как вести себя родителям, беседуем с Ольгой Даниленко, доцентом кафедры теоретических основ социальной психологии факультета «Социальная психология» МГППУ, и культурологом Екатериной Мокрушевой.

Каждый человек хоть раз сочинял фанфик. Наверняка многие размышляли, мог ли Джек Доусон из известного фильма уместиться на куске обшивки «Титаника» вместе с Розой, или под впечатлением от чтения романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» представляли семейную жизнь четы Дарси, а может, заполняли логические дыры в «Матрице» собственными теориями. А это и есть фикрайтертво – осталось только записать придуманное.

Немного терминологии

Фанфик – текст по мотивам книги, фильма, комикса, компьютерной игры и т. д.

Фикрайтер – автор фанфика. Есть фанфики о реально существующих людях. В общем, чем человек интересуется, о том и пишет.

По объему фанфики делятся на макси, миди, мини и драбблы. С первыми тремя все понятно, а драбблы – это коротенькие зарисовки, часто без сюжета. Если написать, о чем, например, думал Ленский ночью перед дуэлью с Онегиным, скорее всего, получится драббл.

Почему подростки пишут фанфики

Самая простая причина – эмоции. Когда после прочтения книги хочется продолжения сюжета, появляются продолжения, развиваются второстепенные сюжетные линии, добавляется недостающее.

Другая причина – желание быть в фэндоме, то есть присоединиться к людям, которые любят то же, что и ты.

Делить мир на своих и чужих – базовая установка. Так, наши далекие предки опасались соседей на холме: кто их знает, как они на этом холме живут. А соседи на холме, в свою очередь, побаивались непонятного племени под холмом.

Фэндом равно «свои». Часто узнать «своих» можно даже на улице по атрибутике: шарфы, значки, эмблемы, брелоки, украшения. Быть частью общности, быть среди своих очень приятно. Неважно, кто эти свои: нумизматы, сторонники борща без чеснока или фанаты «Звездных войн», – установка одна и та же.

Чтобы разобраться с третьей причиной, необходимо ознакомиться с концепцией карнавала культуролога и литературоведа Михаила Бахтина. Он обратил внимание, что в период позднего Средневековья и эпохи Возрождения, когда было очень много ограничений, связанных с религией и сословиями, главной отдушиной для людей стали карнавалы. Карнавал – время экспериментов, творчества, игры. На карнавале разрешалось все: юмор, связанный с человеческой физиологией, переодевания мужчин в женщин и наоборот, любые наряды и многие другие вещи, невозможные в обычной жизни. Неугодные запреты отменялись, строгие правила не действовали, можно было примерить любой образ, выйти за привычные рамки.

Средневековый человек утром чинно молился в церкви, а потом шел на праздник, где рассказывал неприличные анекдоты и плясал с соседом, переодетым женщиной. Сосед, кстати, тоже утром был в церкви. И это нормально.

В наше время, например, какой-нибудь профессор в рабочие дни читает лекции по квантовой механике, а в выходные бегает по лесам с луком наперевес, потому что он – эльф. И это тоже нормально, и это тоже карнавал. Только мы живем в XXI веке, и у нас другие ограничения.

Если кто-то скажет, что никогда такими вещами не занимался, то это не так: ведь карнавал не означает только переодевания. Стоит вспомнить День самоуправления в школе. Это типичный карнавал: есть и смена ролей, и необычная деятельность. Если вы танцуете, шутите, участвуете в тимбилдинге (корпоративном мероприятии, направленном на сплочение коллектива), играете с ребенком, например, в «Мафию» – во всем этом есть одна из главных черт карнавала. А именно – выход за рамки.

Теория карнавала хорошо описывает потребности, которые позволяет реализовать сочинение историй во всех формах. «Под моим руководством недавно было выполнено исследование того, как выбор персонажа, который использует человек в словесных играх – сочинениях, совпадает с его личностными особенностями. И мы нашли закономерности – черты самого автора частично переносятся на персонажа, они позволяют „проживать“ важные для участника события и отношения. При этом у игроков, которые уже не первый год участвуют в подобных играх, показатели адаптированности к социуму, поведенческая гибкость, позитивное отношение выше, чем у новичков. Они в своих сочиненных историях как бы достраивают собственную личность, развивают важные механизмы социального поведения», – говорит Ольга Даниленко.

Читайте публикацию полностью на сайте РАСТИМДЕТЕЙ.РФ

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Факультет "Социальная психология"