Эксперт МГППУ: признаки травли и инструкция родителям, что делать, чтобы защитить ребенка
СМИ о нас
«КП» продолжает рассказывать о том, как в школе формируются отношения между учениками и на что стоит обращать внимание родителям, чтобы ребенку было проще выстраивать отношения со сверстниками и успешно развиваться. Рассмотрев в прошлый раз ситуацию в начальной школе, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ Ольга Крушельницкая рассказывает про особенности формирования иерархии в средней школе и старших классах.
В среднем звене школы, когда дети входят в ранний подростковый возраст, сложившаяся в классе иерархия может измениться настолько, что прежние лидеры порой оказываются аутсайдерами. Причина такой перестройки не только в повышенной тревожности у детей из-за кардинальных физиологических изменений, но и в возросшей учебной нагрузке и перестройке учебного процесса.
У подростков общение со сверстниками становится более важным для развития по сравнению с младшими классами. К тому же, давно научившиеся быть школьниками, то есть – похожими на других учеников, дети теперь стремятся проявить свою индивидуальность. Кто-то лучше других учится, кто-то умеет гасить конфликты и хорошо разбирается во взаимоотношениях, кто-то быстрее бегает, чаще дерется, смело сквернословит. Если в классе одобряется проявление индивидуальности кого-то из сверстников, он занимает среднее или высокое статусное положение. Если не одобряется, ученик оказывается в незавидном положении. И еще: подростки не любят сверстников, которых считают любимчиками учителей.
В одном классе приветствуются учебные достижения и эстетические способности, в другом считается немодным выполнять домашние задания, а лидерами считают самых агрессивных. В зависимости от ценностных ориентаций группы, высокий статус в ней могут приобрести и хулиганы, и отличники.