Вся психология в одном университете

Репортаж с Зимней психологической школы факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ

Новость

5-9 февраля в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла Зимняя психологическая школа, ежегодно организуемая факультетом «Консультативная и клиническая психология» – одно из интереснейших событий в научной студенческой жизни. Психологическая школа – это научно-практическое мероприятие, на котором можно проявить себя и многому научиться. Программа ЗПШ формируется на основе проектов, предложенных участниками: студентами, магистрантами, аспирантами, выпускниками и преподавателями факультета.

Цель ЗПШ – создание и укрепление профессионального сообщества молодых ученых-психологов, обсуждение актуальных проблем психологической науки и практики.

Основная тема школы – «Теория и практика консультативной психологии», каждый год раскрываются разные аспекты этой темы. В творческой и дружеской атмосфере ЗПШ, на фоне замечательной зимней природы, создается пространство для сотрудничества, выдвижения и обсуждения новых идей.

Всего в этом году в ЗПШ приняли участие 52 человека, в том числе: 36 студентов (из них с проектом в этом году выступили 5 студентов), 8 преподавателей, 8 выпускников. За 5 дней по программе было проведено 18 мероприятий: мастерские и лекции от преподавателей, студентов и выпускников факультета «Консультативная и клиническая психология».

Корреспондент пресс-службы МГППУ Ксения Рыбакова посетила Зимнюю психологическую школу в среду 7 февраля. Ниже приведен репортаж о мастер-классах и лекциях, проходивших в этот день.
День начался с мастерской выпускника факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, кандидата психологических наук, члена Совета Ассоциации понимающей психотерапии, ученика Федора ВАСИЛЮКА, одного из основателей компании «Неформально», психолога и бизнес-тренера Олега ШВЕДОВСКОГО. Он представил участникам свою авторскую методику «Коробка историй».

– Этот инструмент родился во время бизнес-тренингов, а теперь я использую его при консультировании в бизнесе и психотерапии. «Коробка историй» – это история Ваших взаимоотношений с семьей, организацией или миром, упакованная в яркий метафорический образ. Для данной методики очень важно понятие «личность контакта». Когда контакт между людьми происходит какое-то продолжительное время, они начинают думать и действовать как единое целое, возникает некое «мы». Это и есть личность контакта. Я предлагаю клиентам представить ее в виде какого-то персонажа или предмета, чтобы прояснить свои отношения с тем, с чем клиент пришел работать. Этот образ содержит в себе послание, способное помочь разрешать конфликты, например. Наш опыт по большей части описывается метафорами, которые позволяют нам дистанцироваться от него, и, в то же время, они сильно определяется тем опытом, который мы уже имеем.

В это же время проходила мастерская Татьяны ГАВРИЛОВОЙ и Маргариты ГОРДОН «Подлинная поддержка и антиподдержка: как их различать и научить этому других  (исследовательская лаборатория)». Татьяна ГАВРИЛОВА – кандидат психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология». Маргарита ГОРДОН – старший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология».

– Феномен поддержки мало изучен в психологии общения. В своем размышлении о природе поддержки психолог, как правило, вынужден опираться на собственный опыт, когда он был или тем, кому адресована поддержка, или тем, кто поддерживал. Мы подумали: а почему бы этим опытом не обменяться, обогатив представления друг друга о природе поддержки? Может, это приблизит нас к умению ее оказывать? В нашей «исследовательской лаборатории» мы предлагаем вместе, в опоре на опыт, постараться понять, какая поддержка помогает человеку справиться с тягостными переживаниями и сложной жизненной ситуацией (подлинная поддержка), а какая, наоборот, усугубляет тяжесть и ощущение безвыходности (антиподдержка).

Мария ГЕЙНРИХС, психолог, преподаватель МГППУ, коуч международной сертификации ICF, выпускница факультета «Консультативная и клиническая психология» провела мастер класс «Коучинг в работе психотерапевта». Мария рассказала, чем отличается коуч от бизнес-тренера и какое отношение эти две профессии имеют к психотерапии:

– В свое время коучинг возник как ответ на запрос времени. Коучинг прошел путь эволюции от психоанализа через человеко-центрированный подход в психотерапии и, наконец, выделился в отдельное направление. Сейчас в обществе очень большой запрос на быстроту, практичность, а также на исследования на стыке наук. Например, коучинг находится на пересечении психологии, философии, бизнеса и спорта. Главный инструмент коуча – открытые вопросы. Это очень экологичный метод. У бизнес-тренера задача – научить, взять навык и отработать его. Коуч же помогает выстроить стратегию. Коуч – это зеркало, которое должно быть очень хорошего качества. Можно сказать, что коуч вообще не работает с проблемами. Он работает с будущим, с тем, что человек хочет от жизни. И если психотерапия – это реактивный подход, то коучинг – это проактивный подход. Большая часть коуч-сессии проходит о будущем. А какая с ним сложность? Будущее неопределенно, оно пугает. Неизвестность – один из мощнейших стрессогенных факторов для человека. Конечно, у коучинга есть свои ограничения. Например, он не работает с травмами, с острыми состояниями – в этом случае непременно нужен психолог. Но зато с некоторыми трудностями он помогает справиться быстрее, чем психотерапия.

На Зимней психологической школе существует идея о том, что провести семинар или представить свой проект может не только преподаватель или приглашенный лектор, но и магистрант, и даже студент. Так, Иван БРУШЛИНСКИЙ, студент 4 курса факультета «Консультативная и клиническая психология» кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, провел для всех желающих семинар под названием «Помогая другим – помогаешь себе: волонтерство как форма профессионального становления психолога». Иван поделился собственным 4-летним опытом волонтерства и дал советы студентам, которые еще только рассматривают возможность стажировки или бесплатной работы в какой-либо организации.

– Волонтерство дает начинающему психологу бесценный опыт практической работы. Во время таких проектов можно встретить наставника, который останется потом с человеком надолго. Как же выбрать место, куда пойти волонтером? Во-первых, по интересу. Прислушайтесь к себе, что вас интересует? Какие темы? Какие организации? Во-вторых, можно опираться на свои слабые места, то есть, пойти туда, где ты сможешь отработать навыки, которые у тебя недостаточно сильны. Если говорить более конкретно, то вот несколько мест, куда может пойти волонтером студент МГППУ: Центр лечебной педагогики, ваша собственная школа, где у вас уже есть связи. Хороший контакт удастся установить, если Вы выстроите с преподавателями адекватные границы, то есть, они не будут воспринимать Вас как вечного школьника. Попробуйте себя в качестве аниматора. Быть аниматором – не значит целый день ходить в ростовой кукле, можно поехать в лагерь вожатым. Это дает хорошие навыки для работы психологом, учит выстраивать контакт с кем угодно. Еще есть два места, которые с моей точки зрения, самые сложные, но зато дают самый мощный эффект: это поисково-спасательные отряды и хосписы. Моя позиция состоит в том, что психолог должен уметь вынести все, с чем к нему приходит клиент.

После этого состоялась дискуссия на тему «Как найти интернет-зависимость» с участием студентов и преподавателей факультета «Консультативная и клиническая психология». На дискуссии обсуждались следующие вопросы: Существует ли зависимость от интернета? Чем интернет-зависимость похожа на алкогольную или химическую зависимость и чем они отличаются? Какие существуют опросники для выявления интернет-зависимости? Организатор дискуссии Ярослав ГРОМ, студент 6 курса кафедры клинической психологии и психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» несколько лет занимался исследованием этого вопроса, защитил дипломный проект на тему «Интернет-зависимость и способность к ментализации в студенческой выборке» под руководством доктора психологических наук, профессора Аллы ХОЛМОГОРОВОЙ. В своей работе он столкнулся с проблемой отсутствия адекватных современности методов диагностики интернет-зависимости. Так появилась идея проекта на ЗПШ. Ярослав заявил:

– В настоящее время проблема, связанная с интернет-зависимостью, становится все более актуальной, а способов диагностики этого феномена, подходящих для современного общества, не существует. Последний созданный опросник по диагностике интернет-зависимости датируется 2003 годом. Я считаю, что он уже устарел – с тех пор многое изменилось, поменялись реалии жизни. Поэтому я хочу предложить изучить имеющиеся способы диагностики, а также попробовать создать, на основе своего личного опыта, новый, более современный методический материал.

В процессе дискуссии участники согласились с тем , что интернет-зависимость как феномен определенно существует, хотя ни в МКБ, ни в DSM она пока как заболевание не включена. При этом есть данные, что в следующую редакцию МКБ будет включена игровая зависимость как заболевание.

Исследователь Кимберли Янг составила один из двух существующих на данных момент опросников, по результатам которого она выделила следующие признаки интернет-зависимости: снижение аппетита, депривация сна и бодрствование ночью, ложь по поводу количества времени, проводимого в интернете, пренебрежение личной гигиеной, пренебрежение социальными ролями и обязанностями. К признакам, имеющим физическую природу, она отнесла лучезапястный синдром, плохое питание, сухость в глазах, расстройство сна.

Параллельно с дискуссией Ярослава проходила мастерская «Анализ сессии: техники и их терапевтический эффект». Ведущие мастерской: Алена ШАРАПОВА, студентка 3 курса факультета «Консультативная и клиническая психология» кафедры клинической психологии и психотерапии. Проходила курс у Юрия МЕНОВЩИКОВА «Телефонное и интернет-консультирование», работала волонтером психологической помощи на телефоне доверия. Изабелла ГУРДЖА, студентка 3 курса факультета «Консультативная и клиническая психология» кафедры индивидуальной и групповой психотерапии. Один из авторов и ведущих проекта «Психологический кружок» для абитуриентов факультета. Алена и Изабелла выступили на конкурсе научных проектов факультета, по результатам конкурса их проект был рекомендован в программу ЗПШ.

– Анализ сессии – распространенный метод обучения практических психологов. Он дает возможность получить представление о будущей работе. Наша мастерская позволяет рассмотреть базовые техники работы психотерапевта и распознавать их при наблюдении. Мы предлагаем проанализировать практическое применение техник на материале видеосъемки реальной сессии психотерапевта Карла РОДЖЕРСА с клиенткой по имени Глория.

Завершила день 7 февраля лекция от кинорежиссера сектора визуальных коммуникаций Управления информационными и издательскими проектами Станислава НЕХОРОШКОВА «Психология восприятия видеоконтента». Станислав рассказал о том, как при помощи чередования кадров, склейки, ракурса, монтажа и прочих средств киноязыка создать у зрителя определенное впечатление.

– Можно сказать, что в видео любое действие – это манипуляция сознанием. Ракурс – это манипуляция. Например, чтобы показать мир глазами ребенка, ракурс берется снизу, потому что ребенок – маленький. И вы сразу начинаете ему сочувствовать, сопереживать. Монтаж – это манипуляция. Быстрый, «резанный» монтаж, как в новостях, в сочетании с нагнетающим саундтреком создает у зрителя ощущение нервозности. Зритель начинает злиться. Очень большую роль играет свет. Добавив затемнение или, наоборот, высветлив картинку, можно сделать кадр мрачным или веселым. Даже последовательность кинематографических кадров – это манипуляция. Вы говорите зрителю, что идет за чем и что второй кадр – следствие первого. В общем, все эти выразительные средства влияют на наше восприятие.

За все дни работы школы у студентов была возможность посетить 18 мастерских. Выбор мероприятия по программе всегда сложен. Куда пойти? На мастерские к преподавателям –ведь именно там они делятся информацией, выходящей за пределы академической программы, показывают, чем они увлечены в психологии, в каком подходе работают, какими исследованиями сейчас занимаются. Или на мастер-класс от выпускников, которые с радостью приезжают в гости, чтобы окунуться в атмосферу факультета и провести несколько часов или дней среди единомышленников, поделиться своим опытом. Встреча с выпускниками для студентов – это возможность не только научиться чему-то, но и пообщаться, задать вопросы о профессиональном пути, трудоустройстве, может быть, найти для себя пример. В программе всегда есть и проекты от студентов, которые не уступают по уровню подготовки и актуальности темы мероприятиям профессиональных психологов.  Зимняя психологическая школа дает возможность получить помощь и поддержку профессионалов в разработке собственной идеи, в дружелюбной атмосфере школы попробовать свои силы и поделиться чем-то интересным, провести тренинг или сделать доклад, получить обратную связь от участников и многому научиться на этом опыте.

Ради этого каждый год и проводится Зимняя психологическая школа.

Пресс-служба МГППУ

Источник: Факультет "Консультативная и клиническая психология"