«Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации
СМИ о нас
12-13 сентября состоялась II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения», посвященная актуальным проблемам субъекта учебной деятельности и ее практической реализации в условиях цифровизации образования.
О целях и задачах конференции рассказал президент Ассоциации исследователей образования, научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук Виктор Александрович Болотов.
С приветственным словом к участникам конференции обратился президент Московского государственного психолого-педагогического университета, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов. Как рассказал В.В. Рубцов, по итогам конференции планируется издание сборника тезисов участников конференции, а также сборника неопубликованных работ В.В. Давыдова.
Работа конференции велась в рамках четырех симпозиумов:
- «Учебная деятельность в начальной школе и цифровые среды: как инициировать развитие субъекта учебной деятельности»
- «Формирование субъектности подростка в учебно-исследовательской и проектной деятельности: возможности и ограничения цифровой среды»
- «Игры в цифровой среде, формирующие групповую и индивидуальную субъектность учащихся при решении учебных и проектно-исследовательских задач»
- «Развитие предметного мышления учащихся в процессе учебной деятельности, включающей использование или применение цифровых сред»
Симпозиум «Учебная деятельность в начальной школе и цифровые среды: как инициировать развитие субъекта учебной деятельности» начался докладом «От субъекта — к автору деятельности: вектор преемственности начальной и «подростковой» школы в развивающем образовании» доктора психологических наук, профессора Виктора Товиевича Кудрявцева.
«Может ли ребенок в дошкольном возрасте переваливать через границы своего дошкольного детства без учебной деятельности? Я много обследовал детей… Я этого не наблюдал. Но могу допустить, что существует некий феномен учебной одаренности, а это главная одаренность в человеческой жизни, возможно, это может происходить. Это надо изучать. Во всяком случае учебная одаренность проявляется в первые месяцы пребывания ребенка в первом классе… Но возникает проблема исторически устоявшихся образовательных институтов. Трудно в рамках классно-урочной системы подловить учебную инициативу…», — отметил В.Т. Кудрявцев.
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор Николай Николаевич Нечаев представил доклад «Коммуникация в учебной деятельности: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину». Николай Николаевич отметил, что в психологии традиционно сохраняется противопоставление деятельности и общения. По словам Н.Н. Нечаева, ключевым понятием, позволяющим преодолеть эту дихотомию, должно стать понятие совместно-распределенной деятельности.
Доктор психологических наук, профессор Борис Даниилович Эльконин выступил с докладом «Эволюция субъектности ученика и педагога в системе развивающего обучения».
«Когда идет речь о субъекте учебной деятельности, надо всерьез отнестись к тому, что полагалось и Д.Б. Элькониным, и В.В. Давыдовым истоком учебной деятельности — к учебной задаче», — подчеркнул Б.Д. Эльконин.
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов выступил с докладом «Субъектность как переход от совместного к самостоятельному действию: к проблеме проектирования развивающей образовательной среды».
«...на фоне теоретико-методологического осмысления В.В. Давыдов фактически поставил перед исследователями задачу: какие условия должны быть, чтобы ребенок совершил этот шаг в обучении, который даст ему сто шагов в развитии», — отметил В.В. Рубцов.
Виталий Владимирович затронул вопрос двойного опосредования: «Надо быть крайне осторожными. Легко свернуть все операциональные структуры в знаковые. Это говорил и Пиаже. Как только мы это делаем, мы облегчаем движение в операциональных структурах интеллекта, но мы убиваем способность к функционально-смысловому движению, к поиску условий и средств».
«Мы даем какие-то очень мощные инструменты функционирования в виде цифровых систем и цифровых инструментов, но мы стоим перед опасностью ограничения возможностей поиска и решения новых задач. Попытки введения информационных, компьютерных систем не безопасны для становления субъекта учебной деятельности», — отметил В.В. Рубцов.
Полная программа докладов на «Давыдовских чтениях».
В сентябре 2020 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета прошла I Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», приуроченная к 90-летию со дня рождения В.В. Давыдова. Участники конференции приняли решение сделать это событие постоянным и один раз в 2 года обсуждать основные идеи научной школы В.В. Давыдова и их влияние на систему обучения, воспитания и развития детей.
Организаторы конференции:
- Ассоциация исследователей образования
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Психологический институт Российской академии образования