Вся психология в одном университете

Трудности в обучении обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

Новость

Трудности в обучении обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

13 декабря на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Трудности в обучении: исследование, профилактика, диагностика и преодоление». На вебинаре представлены материалы тематического номера журнала Психологическая наука и образование, № 5 2023 г. «Трудности в обучении и школьная неуспешность в фокусе комплексных психолого-педагогических исследований».

Спикерами вебинара выступили российские и казахстанские эксперты. Послушать доклады и подискутировать с экспертами собрались психологи, педагоги и представители администрации различных организаций со всей России и Казахстана, а также студенты психолого-педагогических вузов.

Видеозапись вебинара.

Евгений Иванович Исаев, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, рассказал о текущих тенденциях в школьной практике, связанных с помощью неуспевающим ученикам. По его словам, педагоги и психологи всё чаще отдают предпочтение обучению в отрыве от развития. В данном контексте лаборатория МГППУ проводит исследования, основанные на теоретических концепциях зон актуального и ближайшего развития, разработанных Л. С. Выготским, с целью решения проблем трудностей в обучении. Несмотря на ряд попыток разработки системы диагностики зон актуального и ближайшего развития, данная проблема остаётся актуальной как в России, так и за рубежом. В зарубежной психологии на данный момент популярна модель углубляющейся индивидуализации, которая также имеет важное значение для профилактики трудностей в обучении.

В рамках своего выступления Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук, обсудил проблему трудностей в обучении в контексте законодательства РФ о системе образования, начиная с 1990-х годов. В то время данная проблема не была приоритетной, важнее было закрепить другие новые идеи, включая создание психолого-медико-социальных центров. Однако с 2000-х годов тема трудностей в обучении стала одной из главных, и были разработаны инструменты, обеспечивающие доступность качественного образования для всех детей. В 2012 году было принято законодательство, направленное на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы, особое внимание уделяется социальным факторам, таким как дети из семей с низким социальным статусом или с депривированных территорий, у которых еще до поступления в школу отсутствуют достаточные образовательные возможности. В течение последних 7-8 лет, поддерживаются школы, работающие в сложных условиях и имеющие низкие образовательные результаты. Для эффективной работы таких школ с детьми со специальными потребностями необходимы дополнительные ресурсы, адресная поддержка, время и финансирование. Однако законодательство в данной области недостаточно, требуется синтез образовательной практики и научных исследований.

Егоренко Татьяна Анатольевна, заведующая кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, и Лобанова Анна Вячеславовна, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, провели обширное исследование трудностей обучения в области социальной адаптации младших школьников. В результате были выявлены следующие трудности:

  1. проблемы в установлении дружеских отношений со сверстниками, неприятие, агрессивность и сложности в следовании правилам;
  2. у девочек на первом месте проблемы эмоционального характера, у мальчиков — сложности в установлении дружеских отношений и неприятие сверстниками;
  3. у всех детей наблюдается ценностное отношение к себе, однако они не умеют ставить цели, правильно оценивать результаты и сравнивать с другими;
  4. у девочек характерно межличностное напряжение, беспокойство и тревожность, связанные с достижением успеха;
  5. конфликт между тем, к чему ребенок стремится, и тем, что считает возможным, приводит к трудностям и проблемам в поведении.

Исследователи пришли к выводу, что в дальнейшем необходимо разработать методики для диагностики конкретных трудностей и их компенсации, а также продолжить изучение всего многообразия проявлений трудностей в социальной адаптации.

Турсунбаева Ксения Александровна, директор департамента по науке, инновациям и аналитике, АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (Астана, Казахстан), и Тазабек Шолпан Орынбасаркызы, постдокторант в Высшей школе образования, Назарбаев Университет (Астана, Казахстан), провели исследование в г. Шымкенте, одном из районов Казахстана, где отмечается более низкая успеваемость учащихся в общеобразовательных школах по сравнению с другими районами. Исследователи старались найти причины этого явления и обнаружили, что предубеждения учителей и администрации в отношении слабо успевающих учащихся демотивируют учеников. Регион характеризуется ярко выраженным расслоением на обычные школы и школы для одаренных детей. В первых учителя имеют низкую самооценку и не верят в своих учеников, считая, что после получения аттестата многим не нужно продолжать образование в вузе, а можно работать в семейном бизнесе или поступить в колледж. В колледжах же предубеждений нет, и дети, пришедшие туда, ощущают принятие и могут проявить себя с разных сторон. Авторы считают, что дети с разными образовательными потребностями, включая одаренных, должны получать опыт инклюзии.

Илья Сергеевич Денисенко, заместитель директора, кандидат педагогических наук, представитель Федерального института оценки качества образования, описал проект адресной помощи школам с низкими результатами. В рамках проекта школам предлагался алгоритм работы, включающий выявление причин и факторов риска, а также предоставление инструментов для их преодоления. Автор выделил основные положения проекта: 1) Низкие результаты обусловлены сочетанием факторов риска, которые можно разделить на две группы: изменяемые (например, компетенции специалистов и школьная среда) и независимые от изменений (например, социально-экономический статус). 2) Развитие управленческого потенциала администрации школы является необходимым условием для преодоления факторов риска. 3) Изменение сложившихся практик является условием повышения результатов. Был проведен опрос школ, чтобы оценить эффективность проекта. Некоторые школы сразу вышли из списка «отстающих», в то время как другие достигли успеха со временем.

Совместное исследование, проведенное Котуновой Валерией Валерьевной, доцентом кафедры общей и клинической психологии «Приволжского исследовательского медицинского университета» Минздрава России, и ее коллегами было направлено на дифференциальную оценку школьной дезадаптации учащихся вторых классов с использованием скрининговых методик. Экспертами выступали педагоги и родители учеников, а ученики с высокой степенью риска дезадаптации прошли также обследование нейропсихолога и психиатра. Результаты исследования показали различие в оценках педагогов и родителей. Оценки школьных педагогов имели большую прогностическую значимость только в отношении учебной мотивации и школьной дезадаптации, в то время как родители оказались более компетентными в оценке психологического состояния, психических нарушений и психологических трудностей детей. Кроме того, авторы исследования стремились повысить общую медико-психологическую компетентность родителей и педагогов.

В завершение встречи выступил Косарецкий Сергей Геннадьевич и кратко анонсировал статьи в журнале, авторы которых не присутствовали на вебинаре:

  1. Исследование коллег из Азербайджана, которые задаются вопросом, оказали ли влияние школьные реформы на успешность?
  2. Сопоставление представлений школьных учителей и родителей о неуспешности и ее причинах.
  3. Влияние пандемии на школьников из разных групп школ в зависимости от территории и масштаба.
  4. Влияние различий в опыте подготовки к школе на результаты обучения в младших классах.
  5. Связь личностной резильентности с успешностью обучения.
  6. Валидизация на Российской выборке зарубежной методики, измеряющей личностную самодетерминацию.
  7. Стратегии социокультурной адаптации как предиктор психологического благополучия детей иностранных граждан в РФ.

В заключение были отмечены важные аспекты темы академической неуспешности, которые не вошли в данный журнал. Это проблемы обучения в старшем возрасте, при переходе из школы в колледж или вуз; исследования, подтверждающие  эффективность различных методик преодоления неуспешности; связь академической успешности и психологического здоровья.

Евгений Иванович Исаев подчеркнул, что основная причина неуспешности в учебе — неэффективность организации образовательного процесса, модель которого уходит в прошлое.

Видеозапись вебинара.

Публикации по теме мероприятия:

  1. Психологическая наука и образование: спецвыпуск «Трудности в обучении и школьная неуспешность в фокусе комплексных психолого-педагогических исследований» / Гл. ред. В.В. Рубцов; тематические редакторы Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий. Том 28. № 5. М.: МГППУ, 2023. 214 с.
  2. Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 7 – 20.
  3. Косарецкий С.Г. Образовательная политика Российской Федерации постсоветского периода в отношении трудностей в обучении и равенства образовательных возможностей // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 21 – 33.
  4. Егоренко Т.А., Лобанова А.В., Радчикова Н.П. Диагностика трудностей в обучении в области социальной адаптации у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 154 – 167.
  5. Турсунбаева К.А., Тазабек Ш.О., Щербаков А.А. Убеждения педагогов о слабоуспевающих учащихся старших классов // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 57 – 69. 
  6. Денисенко И.С. Повышение эффективности механизмов управления качеством образования как основное условие повышения результатов образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 131 – 141.
  7. Катунова В.В., Коновалов А.А., Божкова Е.Д. Прогностическая значимость дифференциальной оценки школьной дезадаптации учащихся с позиций родителя и педагога // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 184 –199.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Фундаментальная библиотека МГППУ, Факультет "Психология образования", Знакомимся с научными публикациями

Связанное событие: Вебинар «Трудности в обучении: исследование, профилактика, диагностика и преодоление»